Три месяца в подвале: дети из ДНР о том, что происходит в Донбассе

Дети из разных городов Донбасса на пару недель приехали в Беларусь. Дома на их глазах рвались снаряды и гибли мирные люди, а жилые кварталы подвергались постоянным обстрелам. В лагере под Минском ребята стараются забыть о том, что видели на родине.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Это уже третья смена детей из ДНР. В Беларусь они приехали 14 октября, но уже через несколько дней возвращаются. Здесь мальчишки и девчонки радуются самым, казалось бы, элементарным вещам – воде, еде, электричеству, спокойствию.
Истории донецких ребят читайте в материале Sputnik Беларусь.

Все думали, что это на пару дней

Кира Доценко приехала из Мариуполя. Девочке всего 12, но после ужасов, которые ей пришлось пережить, в глазах и голосе читается, что она намного старше своих лет.
Кира из Мариуполя считает, что понемногу жизнь начинает налаживаться, несмотря на то, что в городе все еще шумно.
"Сейчас обстановка, мне кажется, как и везде на Донбассе – все сгоревшее, все разбитое. Бои в нашем городе начались 24 февраля в 4 часа утра. Поначалу это было не очень страшно, мы все думали, что это на пару дней. Потом было страшно, были прилеты – непередаваемые ощущения, никому не желаю это все прожить", – говорит она, вспоминая, как впервые своими глазами увидела военные действия.
В откровенном разговоре девочка также вспомнила, как ее дом накрыло ударной волной после прилета большого снаряда.
В Беларуси дети стараются по максимуму использовать возможность отдохнуть от военных действий на родине.
"Штукатурка на стенах просто осыпалась, все окна вылетели, бойлер куда-то улетел. Было много жертв среди мирного населения", – эмоционально описывает она.
По словам Киры, в городе боевых действий уже давно нет, но по-прежнему шумно.
"Бывает, вертолеты летают, завод разминируют. Так уже город потихоньку расстраивается, разбирают завалы, чистится все вокруг. Дети ходят в школу. Жизнь налаживается", – подчеркивает она.

Папа обещал приехать на Новый год

Катя Никитенко тоже из Мариуполя. Частный дом, в котором она живет, по ее словам, пострадал несильно: выбиты окна и покорежен забор.
"Слава богу, обошло нас стороной", – отмечает девочка.
Для отдыхающих организовываются развлекательные мероприятия, которые помогают отвлечься от того, что им пришлось пережить.
Тем не менее, на время активных боевых действий в городе семье Кати приходилось не раз спускаться в подвал дома и сидеть там долгое время.
"В общей сложности просидели в подвале три месяца. Выходили только, чтобы приготовить еду и добыть воду. Самое страшное было, когда начали летать самолеты, сбрасывать бомбы. Одна из таких упала через дорогу к соседям. Мы боялись, что это к нам прилетело, но обошлось", – говорит она.
Девочка рассказывает, что однажды под обстрел попал ее отец. Он поехал к бабушке и дедушке Кати – проведать и отвезти продукты. Но домой из-за активных действий ВСУ в Мариуполе вернуться не смог. Спустя четыре месяца папа девочки позвонил из Пензы и сказал, что с ним все в порядке.
Алексей Талай старается подбодрить и морально поддержать всех, кто в этом нуждается.
"Он хотел вернуться за нами, но его не пускали обратно, потому что были сильные обстрелы. Сейчас он находится в России. Я думаю, что скоро мы вновь увидимся – он обещал на Новый год приехать", – улыбается Катя.
Жизнь в городе, по ее словам, восстанавливается полным ходом. В Орджоникидзевском районе, где живет семья девочки и где находится известный комбинат "Азовсталь", строят новые дома, проводят свет, воду и газ.
"Наш район больше всего развит в плане восстановления. Много товара уже завозится к нам из России. Работы в городе пока нет, живем на бабушкино пособие", – констатирует она.

"Надеемся, что уже ничего не будет"

Еще один житель Мариуполя, 12-летний Андрей Васьков, говорит, что в его городе сейчас "одни руины". По счастливой случайности, его дом не пострадал – основной удар пришелся на соседние многоэтажки.
Андрей из Мариуполя не теряет оптимизма и верит, что скоро все успокоится.
"Можно сказать, они защитили нас", – говорит парень.
Андрей признается, что к боевым действиям, которые до сих пор слышны в округе, уже привык. Многие дети, утверждает он, уже начали ходить в школу – в некоторых учебных заведениях укрепили бомбоубежища на случай "если вдруг что".
"Но я думаю, что уже ничего не будет, никаких боевых действий. Во всяком случае, мы в это очень верим", – заявляет Андрей.

Километровые очереди за водой

София – из Донецка. В ее городе периодически слышны взрывы и то, как работает артиллерия. Столица ДНР регулярно подвергается обстрелам, из-за чего страдает коммунальная инфраструктура. Проще говоря, воды в городе может не быть днями, тогда местным жителям в прямом смысле приходится ее добывать.
София из Донецка уже переезжала с семьей подальше от боевых действий, но в этот раз покидать родной город не хочет.
"Воды в доме у меня практически не бывает. Набираем ее в колодце, возле которого всегда километровые очереди. Могу стоять по два, по три часа. Сейчас уже начали машины привозить воду под дом, но там тоже очереди. Воду набираем в баклажки – такие большущие, гигантские бутылки по 10-20 литров. Лично у меня вся комната обставлена такими баклажками", – поясняет София.
Девушка рассказывает, что пробовала жить в другом месте после начала конфликта на Донбассе в 2014 году. Тогда вместе с мамой она переехала в Новосибирск, где прожила больше года. Сейчас девушка никуда не хочет уезжать из родного Донецка.
"Там вся моя семья. Проще смириться, пережить это все и дождаться, когда все будет наконец-то хорошо", – резюмирует Соня.

Не хочется уезжать

Еще одной девочке из Донецка, Лизе, 12 лет. Почти все свое детство она провела дома и практически не выходила на улицу – в целях безопасности.
Елизавета из Донецка отмечает, что после присоединения к РФ стало намного спокойнее.
"Начало много прилетать везде. Около нашего дома, например, возле которого много заводов и школ, прилетали снаряды 155-го калибра. Прилетело в машину. Ее, конечно же, разорвало. Два снаряда прилетело в крышу дома, где мы живем", – дрожащим голосом рассказывает она.
После прошедшего референдума в Донецке стало немного спокойнее, добавляет девочка, но не так, чтобы можно было спокойно гулять по улице.
"В моем любимом парке, парке кованых фигур, который сильно пострадал от бомбежек, уже не погуляешь. Что я делаю? В основном сижу дома и учусь на "дистанционке". Мама работала учителем немецкого языка, но уволилась. Папа сейчас мобилизован и находится на фронте", – отмечает Лиза.
Маленький Костя Беляев из соседней Макеевки, как и донбасские дети, находится на дистанционном обучении. Так получать знания ему не нравится, но ничего не поделаешь, сейчас это вынужденная мера.
Константина из Макеевки, который пошел уже в четвертый класс, расстраивает учеба на "дистанционке", хочется скорее вернуться в класс.
"Я в четвертом классе уже, и в этом году новый учебный год начался не так, как обычно. Приходится учиться дома – это не очень интересно", – признает он.
В Беларуси, по словам ребят, им все без исключения понравилось. Особенно то, что не нужно искать пропитание, стоять часами в очередях за водой, можно отдыхать и наслаждаться тишиной. Уезжать на родину они не стремятся.
"С одной стороны, хочется к родным, переживаешь за них постоянно, а с другой стороны – там громко, не хочется никуда уезжать", – с грустью замечают дети.
Рассказы детей из Донбасса смотрите на Sputnik Беларусь, а также в наших соцсетях – одноклассниках, rutube и вконтакте.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
"Ночью просыпаешься под "Грады": о чем рассказывают дети Донбасса ― видео
Нас не надо жалеть: очередная группа детей Донбасса приехала в Беларусь
В сантиметре от сонной артерии: дети Донбасса о ранениях и мечтах о мире