"К сожалению, история создания, деятельности УНОВИС, её значение для мирового искусства не были широко известны горожанам. Я была поражена этим, поэтому и возникла идея проекта – превратить дома в картины, которые будут рассказывать об истории города", - объяснила организатор и руководитель проекта Марина Жук."К сожалению, история создания, деятельности УНОВИС, её значение для мирового искусства не были широко известны горожанам. Я была поражена этим, поэтому и возникла идея проекта – превратить дома в картины, которые будут рассказывать об истории города", - объяснила организатор и руководитель проекта Марина Жук.ВИТЕБСК, 1 окт – Sputnik. Стену одного из зданий в областном центре превращают в масштабный арт-объект, с которого будет начинаться "рассказ" об истории авангардного художественного объединения УНОВИС.
В проекте приняли участие художники и дизайнеры из Витебска. Sputnik побеседовал с автором идеи создания проекта, его организатором и руководителем Мариной Жук и выяснил, сложно ли получить разрешение на реализацию столь масштабного проекта.
Витебск и авангардное искусство
УНОВИС и супрематическое искусство – важные страницы в истории Витебска. В 1919 году в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), созданное Марком Шагалом, был приглашен Казимир Малевич, по инициативе которого в 1920 г. и появилось художественное объединение студентов и преподавателей ВНХУ "Утвердители НОВого Искусства" (УНОВИС).
Несмотря на то, что объединение просуществовало всего несколько лет, оно оставило глубокий след не только в истории тогда еще губернского города. Прежде всего, представители УНОВИС за время своего пребывания в Витебске впервые в мире преобразили городскую среду через декорирование фасадов зданий, пароходов и трамваев, оформление супрематических вывесок, знамен, плакатов и даже трибун ораторов. Тем самым благодаря УНОВИС Витебск тогда стал центром мирового авангардного искусства. Именно в Витебске навсегда изменилось представление о том, что может и должно делать искусство в современном мире.
На одном из домов уже изображена картина Казимира Малевича "Черный квадрат и красный квадрат" ("Школьник с ранцем", 1915 г.) как часть нового арт-объекта
© Sputnik / Павел Вур
"К сожалению, история создания, деятельности УНОВИС, ее значение для мирового искусства не были широко известны горожанам. Я была поражена этим, поэтому и возникла идея проекта – превратить дома в картины, которые будут рассказывать об истории города", - объяснила автор проекта.
В 2019 году с социально-культурным проектом под названием "Метаморфозы города" витеблянка с командой в составе студенток и преподавателя кафедры дизайна УО "ВГТУ" приняла участие в конкурсе социальных проектов Social Weekend, где "Метаморфозы города" получили материальную поддержку от двух белорусских компаний в размере 10 тысяч белорусских рублей. Художественным руководителем проекта на конкурсе выступил известный витебский дизайнер Александр Вышка.
"Идея "Метаморфоз города" – рассказывать городскую историю через картины на домах. "Дома превращаем в картины", при этом возникнет единая гармоничная среда (дом, двор, квартал) с уникальной темой для каждого квартала, связанной с историческими событиями, личностями конкретного города, белорусской культурой, народными мифами и легендами.
"Есть например, какая-то историческая привязка к конкретному месту в Витебске, изучаем это событие, выбираем тему, создаем эскиз и рисуем", – пояснила автор проекта.
Первый проект "Метаморфозы города" посвятили 100-летию объединения художников УНОВИС.
Без бюджетных средств
Начинаться квартал будет с картины на стене магазина по ул. Правды, как бы "приглашая" зрителя следовать дальше.
Создать целый "супрематический квартал" по улице Правды, где разрисованные дома будут рассказывать историю города, – мечта Марины.
"Эта улица не просто так выбрана, она идет в сторону улицы Ленина, пересекает ее и продолжается улицей М. Шагала, где находится музей истории ВНХУ, – именно в его здании (кстати, чудом уцелевшем в войну) был создан и творил УНОВИС", – отметила собеседница.
На одном из домов уже изображена картина Казимира Малевича "Черный квадрат и красный квадрат" ("Школьник с ранцем", 1915 г.) как часть нового арт-объекта.
Мечта Марины - создать целый "Супрематическй квартал"
© Sputnik / Павел Вур
Пандемия в 2020 г. существенно изменила развитие проекта. Чем сложнее рисунок, тем больше оплата за его исполнение.
"Горисполком дал мне разрешение на реализацию проекта, но с несколькими условиями: первое – не использовать бюджетные средства, второе – согласовывать проект с жильцами домов, которые станут арт-объектами; третье – дополнительно согласовать в соответствующих отделах", – сообщила собеседница.
Все согласования получены вовремя, а деньги на такой масштабный проект по изменению облика города приходится искать у спонсоров. Создание арт-объекта на стене магазина поддержало руководство торгового объекта.
Сейчас у проекта две основные проблемы: погода, которая периодически мешает витебской художнице Ольге Ефремовой воплощать рисунок на стене, и средства для дальнейшей реализации проекта.
"Мы планировали создавать арт-объекты с добавлением светонакопительной люминесцентной краски, которая днем впитывает свет, а ночью его излучает. Эта краска очень дорогая, но в данном случае мы сделаем, как планировали", – сообщила автор проекта.
По ее словам, краска прекрасно себя показывает в полной темноте, но на освещенной улице не так видна, поэтому сейчас перед витеблянкой стоит задача: найти ультрафиолетовый или другой прожектор, который будет периодически освещать рисунок и делать его ярче.
В целом, по социально-культурному проекту "Метаморфозы города" уже согласованы арт-объекты на пяти фасадах ближайших домов. Это будут в том числе картины художников, созданные именно в Витебске в 1920 г. Жители этих домов положительно относятся к проекту, остается лишь найти деньги на его реализацию.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей -- подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь.
Также на Sputnik:
Как привить ребенку любовь к искусству – опыт мамы
Коллекция произведений искусства Пола Аллена может уйти с молотка за $1 млрд
Картины Пикассо продали на аукционе за $110 млн