Это уже вторая смена в оздоровительном лагере "Беларуськалия" "Дубрава" – 350 донецких детей. Среди них мальчики и девочки из многодетных и малообеспеченных семей, сироты, а также пострадавшие в результате обстрелов.
На оздоровление в Солигорский район отправились дети из Мариуполя, Волновахи, Иловайска, Бердянска, Макеевки, Донецка. Если в Донецке обучаются в удаленном режиме, то в Мариуполе дети уже ходят в школу. Пока их объединяет две недели отдыха – от учебы и от войны.
© Sputnik
Автобусы выезжали из ДНР с интервалом, информацию о месте и времени сбора родителям сообщали в день отъезда. Напряжение не отпускало до самой границы. Дети ожили только в Ростове-на-Дону, на вокзале радовались простым вещам: рассматривали звезды на небе, бегали по привокзальной площади в ожидании посадки. Эмоций было больше, чем от новогодних подарков, говорит учитель русского языка и литературы Алена Левицкая.
Из окна поезда Адлер-Минск дети любуются пейзажами, делают фото и отправляют родителям.
"Природа здесь очень красивая. Ребятам нравится, - говорит учитель английского языка мариупольской школы Алла Иванова. - У наших детей постоянно перед глазами обгоревшие здания. Летом зелень прикрывала, а сейчас осень: скоро сквозь голые деревья опять станут видны разрушенные дома и школы".
В Приморском районе Мариуполя, где она работает, открыли пока две школы, после Нового года обещают сдать еще две. Педагоги надеются, что станет легче. А пока в каждом классе по 36 человек.
"Маловато учебников, обещали еще подвезти, - рассказывает учитель. - Необходимы проекторы, классные доски – все было повреждено".
Алла сопровождает в Беларусь 31 ребенка из Мариуполя. По ее словам, в городе относительно тихо.
"Сейчас вертолеты и истребители низко летают, - поддерживает разговор ученица, 12-летняя Дарья Артеменко. – Когда была война, в столовую моей школы прилетело два снаряда. 55-ой школы совсем нет – ее разбомбили. А возле 61-ой много ракет валяется. Моя восьмилетняя сестра Мирослава очень боится. Если что-то бухнет, сразу бежит домой: "Стреляют!".
Раньше у Даши была насыщенная внеклассная жизнь. Девочка ходила на танцы, в музыкальную школу, на каток, занималась тхэквондо. Теперь осталось только рисование.
© Sputnik
"Когда начинается дождь, у меня настроение поднимается, и я рисую – людей, животных, природу… Люблю алмазики по номерам наклеивать. Мое пианино, подарок дедушки, уцелело, но бабушка забрала инструмент в школу, где работает, чтобы ученики играли", - рассказала девочка.
У Даши на байке аппликация - буква "М". Это не про Мариуполь, а чтобы маму вспоминала. Только девочка и без того постоянно переживает за родных. Переключить ее на другую тему не получается.
"Я позабывала, где какой район в Мариуполе находится, как улицы называются. Мне только это вспоминается – у бабушки дом сгорел, она еле выбежала, - рассказывает Даша. - Бабушка готовила еду, помогала всем. Мы с сестрой долго не выходили из подвала. Папу ранило в руку, в ногу, осколки стекла брызнули ему в лицо. Люди кричали: "Умер, умер!" Я плакала. Так страшно, я еще не отвыкла. Кисть у папы так и не работает, но он водит машину, чтобы нам было что кушать. Папиного друга разорвало. Мои подружки живы, но уехали. Теперь у меня новые друзья. Соня вот".
© Sputnik
София Евчук впервые едет на поезде.
"Мне все интересно. Думаю, в лагере тоже будет хорошо. Вообще нравилось на танцы ходить, выступать. Из бисера сама плету, - Соня показывает колечко. – Когда занята, забываю, как рядом с домом разрывались снаряды".
Учитель начальных классов Варвара Добрянская из города Комсомольское говорит, что для нее такие поездки тоже отдушина. На самых горячих направлениях воюет ее старший сын Женя, а младший Руслан погиб летом в Тельмановском районе.
"В нашей школе осталось 460 человек. Люди уезжают, а мы держимся. Малыши дают энергию. Есть кого учить, а значит, жизнь продолжается", - говорит Варвара.
"Самое главное – оздоровление ребят, увезти их от беды. У нас сейчас много мин "Лепестков", обстрелы ужесточились в местах скопления народа. Учеба страдает – перебои со светом, успеваемость упала", - констатирует педагог Алена Левицкая.
Футболист-одиннадцатиклассник Ярослав Аксенов получил осколочное ранение в шею – шел по улице к бабушке. Операция в Донецке, потом реабилитация в России, а дальше – затяжная депрессия.
"Потерял смысл жизни, думал не смогу больше заниматься спортом. Встреча с Алексеем Талаем меня изменила. Я сам начал тренироваться, ведь у нас из-за войны все секции закрыты. Уверен, в лагере будет возможность восстановить спортивную форму", - говорит Ярослав.
© Sputnik
Мотивационный спикер Алексей Талай, сотрудники молодежных организаций, промышленных предприятий встречали гостей из ДНР как родных людей.
"Мы очень рады, что детишки благополучно добрались. Впереди их ждет много ярких событий. Нас беспокоит, как много еще детей в зоне боевых действий. Мы молимся за них. Дети ДНР – это большая боль. И такое счастье, когда они рядом", - отметил Талай.
Проект "Бумеранг добра" осуществляется благодаря давнему сотрудничеству Благотворительного фонда имени Алексея Талая и донецкой общественной организации "Дельфины".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
"Собирали как мозаику": белорусские врачи спасли ногу офицеру из Донецка
Дети из Донбасса приехали на отдых в Беларусь