Sputnik расспросил у каршеринговых сервисов, какие неприятности доставляют клиенты, и попросил дать советы в сложных ситуациях, а также попросил прокомментировать правовую составляющую в ГУ ГАИ и уголовном розыске.
От слива топлива, до кардинга – неприятности от клиентов
"Повреждения автомобилей - это самая распространенная проблема, с которой мы сталкиваемся. Чаще всего "страдает" передний бампер автомобиля. На втором месте – кража проводов для зарядки и держателей для телефона", - рассказал представитель Мультимоторс Шеринг.
Самой экзотической неприятностью в компании назвали забытую клиентом в багажнике коробку с креветками. Был жаркий летний день, и следующий арендатор настолько пришел в ужас от запаха, что отказался сам открывать багажник и попросил приехать нашего сотрудника к машине. Автомобиль тогда прошел более семи химчисток и около двух недель проветривался с открытыми окнами и багажником на улице.
"Из последнего, что случалось не совсем приятного - это полностью залитый медом багажник. Нам об этом сразу же сообщили, и мы вне очереди забрали данный автомобиль на мойку", - поделились в каршеринговой компании Hello.
Представитель шеринга отметил, что каждая ситуация с клиентом уникальна и решается в индивидуальном порядке.
"За время работы сервиса было всякое. Столкнулись с обширным перечнем противоправных действий, по большей части это слив топлива, угоны без цели хищения, кражи имущества (колеса, бустеры, запасные части), вандализм, однако встречались и специфические случаи, например, кардинг, мошенничество", - рассказал генеральный директор компании Anytime Максим Медников.
Как пример самого необычного "тяжелого случая" он привел историю о клиенте, который долгое время успешно занимался кардингом (вид мошенничества, при котором, зная реквизиты, подделывают банковские карты), но в определенный момент решил проверить систему безопасности каршеринга.
"Этот молодой человек привязал одну из таких карт, совершил поездку - и эта единственная поездка помогла раскрыть целую мошенническую сеть", - рассказал генеральный директор Anytime.
Вспомнил он и другой интересный случай. Парень познакомился с девушкой в ночном клубе, они взяли авто Anytime. Машину бронировали с аккаунта девушки, но за руль сел молодой человек.
"Видимо желая впечатлить девушку, он устроил погоню с сотрудниками ГАИ. Парня задержали. Однако на этом история не закончилась - на следующий день молодой человек позвал эту же девушку в кафе, и зарегистрировал ее уже в другом сервисе каршеринга. Знаю, что в итоге в отношении молодого человека было возбуждено уголовное дело за угон машины" , - рассказал Медников.
Он обратил внимание пользователей каршеринга на то, что поездка на авто при заказе его через чужой аккаунт и поездка под чужим аккаунтом лица, которое лишено или не имеет водительских прав, квалифицируется как угон (не путать с кражей автомобиля) и наказывается по УК.
"Важно помнить, что в любых случаях нарушения договора, ответственность лежит на владельце аккаунта, в любой спорной ситуации решать вопрос мы будем именно с ним. Поэтому важно не передавать право управления или свои персональные данные третьим лицам", - рассказал генеральный директор Anytime.
Старший оперуполномоченный по особо важным делам главного управления криминального розыска криминальной милиции МВД Артем Ковалев, комментируя, что по закону считается угоном, обратил внимание на то, что согласно статье 214 УК наказуемо любое неправомерное завладение транспортным средством и поездка на нем.
"Если каршеринговая компания в договоре запрещает передавать данные аккаунта и право управления арендованным автомобилем другим лицам, значит завладением автомобилем тем лицом, которое едет на машине под чужим аккаунтом будет неправомерным", - отметил Ковалев.
Он добавил, что поездку на арендном авто под чужим аккаунтом можно считать угоном и в том случае, если у того, кто был за рулем, есть право управления транспортным средством и владелец аккаунта сидит с ним рядом.
"Необходимо помнить, что автомобиль – это источник повышенной опасности, и садясь за руль, человек принимает на себя ответственность не только за свою жизнь и арендованную машину, но и за жизни других участников дорожного движения. Поэтому – Dura lexsed lex– "закон суров, но он закон", - подчеркнул представитель уголовного розыска.
Если арендованный автомобиль "заглох", можно получить компенсацию
Не все знают, что делать в ситуации, если арендованная машина не заводится или "заглохла" в поездке.
В Anytime объяснили, что в начале аренды, в большинстве случаев, машина не заводится не из-за технического состояния, а потому, что клиент пытается завести автомобиль в режиме осмотра. Завести машину можно только тогда, когда клиент начнет аренду, поэтому нужно просто проверить режим.
Если машина "заглохла" в пути, все каршеринги рекомендуют в такой ситуации сразу обратиться в техподдержку шеринга, описать проблему и следовать рекомендациям.
"В случае отсутствия вины клиента, ему будет возвращена стоимость неизрасходованных минут аренды (если куплен пакет либо сутки) либо предоставлен подменный автомобиль", - рассказал о правилах компании генеральный директор Anytime.
Причин, почему автомобиль может заглохнуть, не так мало, но в любом случае, необходимо сразу связаться с техподдержкой, отметили в Мультимоторс Шеринг.
"Если причина на нашей стороне - мы компенсируем пользователю неудобства бонусами или возвратом части или полной стоимости поездки, также можем привезти подменный автомобиль. Все зависит от ситуации", - добавил представитель компании.
В Hello рассказали, что ситуация, когда автомобиль не заводится в шеринге редкость, и причина того, что клиент не может тронуться с места обычно то, что селектор передач находится в положении D/N/R. В компании посоветовали просто переключить его в "паркинг" и снова попробовать завести автомобиль.
Попав в ДТП на каршеринговом авто, нужно вызывать ГАИ
Все компании советуют, если вы попали на арендованном авто в ДТП - вызвать ГАИ и сообщить о происшествии в техподдержку каршеринга, и не перемещать машину с места аварии (кроме случая, когда убрать машину требуют правила дорожного движения).
Представитель Мультимоторс Шеринг также напомнил, что пользователю необходимо включить аварийную сигнализацию и при необходимости, если автомобиль находится на проезжей части, выставить знак аварийной остановки, а далее следовать указаниям техподдержки.
"Поездки на каршеринге осуществляются по тем же правилам, что и поездки на собственном авто", - отметил генеральный директор Anytime.
Медников посоветовал клиентам, которые попали на каршеринговом авто в ДТП, сразу сфотографировать место происшествия и все повреждения автомобиля.
После получения сообщения о ДТП от клиента, компания отправляет на место происшествия сотрудников, которые помогут с оформлением документов и сориентируют по дальнейшим действиям.
"Если вины клиента нет, то и никаких выплат не последует. Если виноват клиент либо вина обоюдная, в зависимости от тяжести повреждений и других обстоятельств, клиенту выставляется возмещение убытков и штраф от компании (если были грубые нарушения договора или имело факт скрытие с места ДТП)", - подчеркнул Медников.
В Hello также посоветовали клиентам сделать фотографии повреждений автомобиля и сразу выслать их компании через обратную связь.
Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности ГУ ГАИ МВД Александр Шевченко рассказал, что действительно, попав в ДТП на арендованном авто нужно просто соблюдать правила дорожного движения – не покидать место происшествия, позвонить в ГАИ или по номеру 102 и ждать приезда экипажа для фиксации происшествия.
Штраф за превышение скорости платит водитель
За нарушение правил дорожного движения Республики Беларусь отвечает непосредственно водитель транспортного средства, который допустил нарушение.
"Все данные нарушителей передаются компетентным органам по запросу. Например, если клиент попал на камеру, мы получаем запрос от правоохранительных органов и предоставляем данные о водителе. Позже клиенту по месту прописки приходит постановление", - рассказал директор Anytime.
Он добавил, что контроль за некоторыми нарушениями у компании автоматизирован, например, если клиент движется на скорости, выше установленной, ему придет push-уведомление с просьбой снизить скорость, затем может позвонить сотрудник компании. Если, не смотря на предупреждения, клиент не снижает скорость, компания выставляет штраф и блокирует клиента в сервисе.
Аналогичная система борьбы с превышением скорости есть и у Мультимоторс Шеринг, получить push-уведомление и звонок от диспетчера компании можно и за дрифт.
"Есть клиенты, которые это уведомление и звонок диспетчера игнорируют. В таком случае этот клиент вероятнее всего будет оштрафован. Но так как случаи бывают разные, мы к каждому пользователю подходим индивидуально и разбираемся в ситуации", - рассказали в шеринге.
"О случаях курения в салоне или неправильной парковке часто нам сообщают очевидцы либо другие клиенты. В этом случае мы проверяем информацию и, если она подтверждается, выставляем виновнику штраф согласно договору или сообщаем в правоохранительные органы", - рассказал о других нарушениях клиентов Медников.
В Мультимоторс Шеринг отметили, что, если автомобиль был припаркован не по правилам и его эвакуировали на штрафстоянку, в компании просят клиента самостоятельно забрать машину и оплатить стоянку, в этом случае никаких дополнительных штрафов не будет.
"Для поиска пользователя, который повредил авто или другие случаи, у нас есть отдел безопасности, который занимается подобными нарушениями", - рассказал представитель компании.
В Hello рассказали, что вычислить, кто оставил автомобиль не по ПДД довольно просто. В подобных ситуациях специалист компании связывается с пользователем и просит переставить машину по ПДД.
"Как правило, с этим проблем никогда не бывает, и после звонка пользователи перепарковывают автомобиль", - отметил представитель каршеринговой компании.
За нарушение правил дорожного движения несет ответственность водитель, который нарушение совершил, в этом вопросе неважно, была ли машина своя или арендованная, прокомментировал начальник отделения ГУ ГАИ МВД.
"Когда водитель за рулем арендованного авто превышает скорость, отдел обеспечения функционирования систем автоматической фиксации правонарушений МВД направляет в каршеринговую компанию запрос с просьбой предоставить данные водителя, после предоставления компанией данных водителю направляется постановление, по которому он должен уплатить штраф", - отметил Шевченко.
Он добавил, что водитель отвечает именно за свои нарушения, например, у водителя нет обязанности проверять наличие допуска автомобиля к участию в дорожном движении (техосмотра) или того, что автомобиль застрахован, если эти требования не соблюдены, отвечать будет каршеринговая компания.
Перепечатка данного материала допускается только с письменного разрешения редакции Sputnik Беларусь.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Как поставить машину на учет в Беларуси?
Дорогое удовольствие: сколько сейчас стоит обслужить машину?