Некоторые предприятия локализовали производство почти на 100 процентов, однако определенное сырье по-прежнему приходится брать за границей, но уже не в Европе, а в дружественных странах – России, Китае, Индии и так далее.
Корреспондент Sputnik съездил в Пуховичский район и посмотрел, как белорусские заводы обходят санкции, замещают импортные товары и увеличивают экспорт.
Белорусские лекарства теперь в Катаре и Иордании
Одно из предприятий, где удалось внедрить стратегию импортозамещения, - "Белэкотехника" в городском поселке Свислочь Пуховичского района. С 2003 года здесь производят ветпрепараты и кормовые добавки для животных. В 2021-2022 годах завод провел масштабную модернизацию: появилась новая линия по выпуску ветеринарных препаратов – и это все во времена санкций и различных ограничений.
Сегодня на "Белэкотехнике" выпускают около 130 медпрепаратов для ветлечения и около 60 рецептов кормов и кормовых добавок. Каждый год компания добавляет в реестр от 6 до 8 новых лекарственных препаратов.
Вся готовая продукция – полностью белорусская. Но сырье – различные субстанции, витамины, минералы – закупается в Китае и Индии. В Беларуси пока этого не производят.
Белорусские фары и лекарства: как предприятия замещают импорт
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Ранее часть продукции поставлялась из Европы, поэтому сейчас плотно работаем над заменой поставщиков. Слава богу, сбоев в этом плане нет. В настоящее время освободились определенные рынки, идут поставки в РФ и страны Средней Азии. Что касается России, то там около 20 наших дилеров, которые занимаются реализацией продукции. Также представительство открыто в Бишкеке", - поясняет директор предприятия Анатолий Семенюга.
Белорусское – не значит хуже американского или европейского, говорят в компании и отмечают, что на производстве все выполнено по евразийским требованиям GMP: по качеству предприятие нисколько не уступает западным коллегам.
"Нашу продукцию уже копируют и подделывают, и не только в России, но и в других странах. Это говорит о том, что наши препараты подтвердили свое качество", - подчеркивает руководитель.
В настоящее время "Белэкотехника" поставляет ветпрепараты в 17 стран, в частности в Катар, Иорданию, Пакистан и Ливан. Всего на экспорт идет 70% продукции, 30% остается на внутреннем рынке. Доходы производства за прошлый год составили 36 млн долларов, в 2022-м их планируется нарастить минимум в полтора раза.
Белорусские фары
В связи с санкциями на белорусском и российском рынках встал вопрос о дефиците автомобильной светотехники. Немецкие, польские и французские производители, которые ранее поставляли эту группу товаров, прекратили экспорт. И тогда за дело взялся ОАО "Руденск" – предприятие из одноименного городского поселка в Пуховичском районе, производящее фары и светотехнику для коммерческого, пассажирского и сельскохозяйственного транспорта.
"Мы разработали импортозамещающий инвестиционный бизнес-план, который находится на согласовании в Минпроме. В рамках него мы планируем запустить в производство и освоить импортозамещающую продукцию", - отмечает директор предприятия Андрей Солонович.
Речь идет об универсальных фарах дальнего и ближнего света – как светодиодных, так и ламповых, а также фарах, спроектированных с помощью линз. По словам руководителя, санкции повлияли на количество заявок от автопроизводителей. От завода "УРАЛ" в феврале этого года на белорусский завод поступило 3 тысячи заявок на комплекты фар ближнего и дальнего света, а также противотуманок для автомобилей "Урал NEXT" – ранее подобные обращения не приходили.
"Теперь каждый месяц они приобретают у нас светотехнику в таком объеме", - констатирует Солонович.
Сборочное производство на предприятии состоит из нескольких цехов. Изделия отливают из пластмассы, после чего они проходят вакуумную металлизацию (напыление алюминия, вольфрама, хрома и других металлов) и сборку. Готовый прибор тестируют в лаборатории, где проводят климатические, механические и электротехнические испытания.
© Sputnik / Станислав Лобатый
"Имитируются разные условия – как фара будет работать в жару, мороз, туман, в условиях повышенной влаги и так далее. Например, климатические испытания проводятся при +85 градусов и до -60 в течение трех часов. Влагостойкость проводится четверо суток при 96-процентной влажности и 45 градусах тепла", - говорит начальник испытательной лаборатории светотехнических измерений и фар ОАО "Руденск" Людмила Коничева.
Сейчас предприятие обеспечивает фарами весь основной белорусский и российский автопром – МАЗ, Белкоммунмаш, МТЗ, БелАЗ, УАЗ, ПАЗ, ЛИАЗ, АвтоВАЗ, УРАЛ и другие. География поставок - Россия, Узбекистан и другие страны СНГ.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Камамбер и мясо индейки: какие европейские товары Беларусь намерена заменить
Макей оценил уровень падения белорусского экспорта
Совмин готов поддержать импортозамещающие проекты в Беларуси