Нововведение анонсировал еще в октябре прошлого года министр финансов республики Юрий Селиверстов. Дело в том, что люди, покупая в зарубежных интернет-магазинах, перечисляют деньги в другую страну, и налоги также уходят в бюджет другого государства.
Поэтому и было принято решение, чтобы интернет-магазины зарегистрировались как субъекты хозяйствования и платили налоги со своих доходов в белорусский бюджет. Еще одна причина - желание уравнять условия с магазинами, у которых в торговлю уже был заложен сбор.
В первую очередь, нововведение затронуло крупные маркетплейсы, такие как Wildberries и OZON.
Интересы белорусов
Белорусы активно покупают онлайн, причина проста – богатый выбор товаров и низкая цена. Кроме того, такие покупки экономят время и силы, ведь товары доставляют, а с персоналом почти не приходится общаться. Особенно этот пункт стал важным после начала пандемии коронавируса.
Больше всего в Беларуси покупают онлайн женщины. Что касается территориальной привязки, то если изначально в лидеры вышел Минск, то со временем первенство перехватили областные города.
Двойное налогообложение
Интернет-магазины из России уже платят налог на добавленную стоимость у себя в стране. Пытаясь уйти от двойного налогообложения, интернет-ритейлеры обратились к премьеру РФ Михаилу Мишустину с просьбой посодействовать решению проблемы. Пока никаких существенных шагов по этому поводу не делалось.
Однако избежать двойного НДС можно, для этого необходимо создать юрлицо в Беларуси и платить налог по месту потребления продукта.
Один из крупных маркетплейсов, Ozon в 2021 году зарегистрировал два юридических лица — ООО "Озон Рокет Бел" и ООО "Озон Маркет Бел". Sputnik обратился к директору Ozon CНГ Марье Дей за комментарием, чтобы узнать, как дальше будет развиваться компания.
Число заказов растет
"С 2021 года Ozon укрепляет свое присутствие на рынке Беларуси - расширяет сеть в регионе и выводит местных предпринимателей на платформу маркетплейса. Для масштабирования бизнеса мы открыли здесь первый сортировочный центр и 98 брендированных пунктов выдачи заказов", - сказала она.
По словам Дей, ассортимент и сервис Ozon более чем востребованы в Беларуси, также выросло и число покупателей из республики.
"Количество заказов по итогам первого квартала 2022-го выросло в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а число покупателей уже превысило 245 тысяч", - подчеркнула директор Ozon СНГ.
Что касается двойного налогообложения, она отметила, что этот шаг существенно ограничивает возможности развития интернет-торговли в ЕАЭС и крайне негативно сказывается на ценах для покупателей.
"Решение вопроса сейчас находится на межправительственном уровне России и Беларуси. Поскольку двойное налогообложение в странах Союза противоречит законодательству ЕАЭС, а РФ в свою очередь действует в соответствии с действующими нормами Договора о ЕАЭС, надеемся, что в ближайшее время ситуация разрешится", - добавила Марья Дей.
В частности, в июне Минфин РФ объявил, что двойное налогообложение по НДС в трансграничной электронной торговле в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) должно быть устранено с 2023 года.
"Несмотря на все возникающие ограничения Ozon планирует продолжать вести деятельность в регионе. В числе ключевых целей компании на ближайший год – привлечение новых продавцов для расширения ассортимента. Предполагаем, что большим интересом для местных продавцов может стать рынок РФ", - сказала Дей.
Она обратила внимание на то, что Ozon дает возможность предпринимателям из Беларуси торговать не только в пределах локального рынка, но и выйти на российскую аудиторию, которая составляет более 53% покупателей Рунета.
"Дикие ягоды"
Компания Wildberries пришла на белорусский рынок в 2012 году и проработала до 2020-го. А после из-за многочисленных жалоб в адрес маркетплейса, интернет-магазин перешел под юрисдикцию РФ. С того момента все цены были установлены в российских рублях. Белорусам это не понравилось, так как из-за этого возникали проблемы при возврате средств на карточку по невыгодному для покупателя курсу.
Тем не менее, в текущем году магазин вернул расчеты в белорусских рублях и вновь зарегистрировал белорусскую версию маркетплейса в стране.
А что говорят в налоговой?
Замминистра по налогам и сборам Элла Селицкая в эфире телеканала "Беларусь 1" рассказала, что налог на добавленную стоимость для зарубежных компаний вводится при условии, что порог по реализации товаров на территории республики превысит 10 тысяч евро. "Это связано с тем, чтобы можно было отсечь незначительные продажи таких товаров, когда субъекты только начинают торговлю и затраты на администрирование в другой стране могут превысить поступление этого налога непосредственно в бюджет", - пояснила она.
Замминистра уточнила, что ставки НДС будут традиционные – 10% или 20%, в зависимости от того, по какой ставке облагаются национальные производители. Например, для товаров детской одежды она составляет 10%.
Селицкая считает, что кардинальных изменений в ценах маркетплейсов не стоит ожидать. А взимание косвенных налогов всегда должно осуществляться по принципу страны назначения. Проще говоря, где продаешь товар, там и платишь налог.
По ее словам, покупатель голосует рублем, у него есть возможность выбрать из большого ассортимента товаров тот, который ему по карману и соответствует параметру цена-качество.
"Мы не ожидаем большого всплеска на увеличение стоимости товаров", - резюмировала Селицкая.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Маркетплейсы могут обязать быть на страже прав потребителей в Беларуси
Посылки из-за границы теперь станет проще декларировать: что изменилось