Пять интересных фактов о "Поезде Победы"

На одну экскурсию по девяти вагонам "Поезда Победы" отводится до 45 минут, и каждый второй посетитель отмечает, что этого времени крайне мало. Что интересного можно увидеть в поезде – в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
МИНСК, 4 июля – Sputnik. Легендарный "Поезд Победы" завершает свой тур по Беларуси: со 2 по 4 июля передвижной музей принимает экскурсии в Минске.
Напомним, первую остановку в Синеокой музей на колесах сделал 10 июня в Орше. Позади – 16 больших и малых городов и постоянный аншлаг из желающих попасть внутрь необычной экспозиции.
На одну экскурсию по девяти вагонам отводится до 45 минут, и каждый второй посетитель отмечает, что этого времени крайне мало. Трудно с ними не согласиться, ведь только оригинального реквизита, который хочется детально рассмотреть, в поезде более 4 тысяч единиц – от перекидного календаря 1941 года и солдатских медальонов до настоящих стреляных гильз, найденных поисковиками на полях сражений. А еще хочется до конца разобраться и понять, кто все эти 150 человек, вернее, полноразмерных фигур людей, которые позволяют увидеть войну глазами участников тех событий.
Восполнить пробелы помог администратор "Поезда Победы" Николай Максименко, который рассказал Sputnik пять интересных фактов о проекте и его создателях.
Администратор передвижного музея Николай Максименко

Факт 1: У экскурсовода Лидии есть прототип

В поезде девять тематических и три технических вагона. При входе в первый каждый посетитель получает аудиогид. В наушниках звучит голос девушки Лидии, которая в годы войны работала паровозным машинистом. Экскурсия проводится от ее имени.
Вместо окон в музейном составе – экраны и проекторы, фоном звучат стук колес и рикошет от брони.
Лидия делится своими воспоминаниями о довоенной весне 1941 года, ужасах войны, победном мае 1945-го. Эмоциональный рассказ цепляет за живое: создается ощущение, что ты едешь в этом поезде вместе с Лидией и переживаешь вместе с ней.
В первом вагоне – довоенная жизнь: никто не знает, что скоро начнется война.
Как оказалось, у главной героини есть прототип. Это гомельчанка Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, возившей в годы Великой Отечественной войны воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта. В истории локомотивного депо Гомель Белорусской железной дороги она осталась единственной женщиной-машинистом паровоза.

Факт 2: Уникальный музей создали за три месяца

Железнодорожный состав из девяти вагонов с трехмерными панорамами, в которых царит атмосфера 1930-1940-х годов, поражает реалистичностью и большим количеством деталей. Здесь любой посетитель независимо от погруженности в тему может узнать для себя много нового. На это и рассчитывали создатели поезда – команда творческой мастерской "Невский баталист" совместно с медиагруппой "Красный квадрат".
По пути можно увидеть концлагерь, бронепоезд и даже железнодорожную баню.
По словам Николая Максименко, на создание проекта ушло три месяца, над воплощением идеи в жизнь работали 70 человек.
Каждый из девяти вагонов – отдельная страница истории Великой Отечественной.
"Это был госзаказ Минобрнауки России к 75-летию Великой Победы в рамках мероприятий Года памяти и славы. Значительное содействие оказали Российские железные дороги, сформировав специальный железнодорожный состав из тематических и технических вагонов. Кстати, поездная бригада сопровождает передвижную экспозицию на протяжении всего пути следования", – пояснил Максименко.

Факт 3. В музее есть возрастное ограничение 12+

Многих в этом проекте поражает показанная без прикрас реалистичность. Некоторые сцены и вовсе до мурашек. В одном из вагонов два фашиста пытают советского офицера, взятого в плен в Брестской крепости. Чтобы выбить из него признания и заставить подчиниться, в ход пускают пинцеты, скальпели, ножницы.
До 1945 года зритель добирается через окопы, сцены с допросами в гестапо и концлагерем.
Не меньший ужас вызывает гора обуви, снятой с людей перед отправкой в газовую камеру. Невозможно спокойно смотреть и на узников концлагеря, которым пришлось пройти через бесчеловечные эксперименты, пытки и голод.
Любой посетитель независимо от погруженности в тему может узнать для себя много нового.
"Экспозиция "Концлагерь" содержит сцены жестокости, физического и психического насилия, преступления против человечности, поэтому доступна только аудитории 12+, о чем и предупреждает табличка на входе в вагон", – уточняет Максименко.

Факт 4. С кого списана внешность героев поезда

В "Поезде Победы" множество сюжетных линий – маленьких историй, основанных на реальных воспоминаниях, дневниках и рассказах участников войны, а внешность многих пассажиров – собирательные образы. Особенно их много в начале железнодорожного состава – интеллигентный инженер, шумная компания военных, мама, заплетающая дочке косички, дедушка-рыбак, дающий наставления внуку.
Поезд-музей "оживляют" 150 героев, практически для каждого придумана своя особая история.
В экспонатах узнаются и реальные люди – микробиолог Зинаида Ермолова, разработавшая первый советский пенициллин, сдавшийся в плен под Сталинградом Фридрих Паулюс, генералы Константин Рокоссовский и Василий Казаков.
"Невский баталист" тем и цепляет, что всегда в своих проектах обращается к реальным фото и героям. Так, в последнем вагоне компания фронтовиков фотографируется на память. Один из персонажей – тот, что взмахнул рукой, полностью воссоздан с фото 1945 года. На его груди несколько медалей и Георгиевский крест", – приводит пример администратор поезда.
В фотографе, снимающем солдат и офицеров, узнается руководитель "Невского баталиста" Дмитрий Поштаренко
В фотографе же, снимающем солдат и офицеров, узнается руководитель "Невского баталиста" Дмитрий Поштаренко. Почему бы и нет, имеет право.

Факт 5. Экскурсии будут бесплатными всегда

По крайней мере, такой была изначально идея проекта – не брать за вход в музей на колесах деньги и дать возможность максимальному количеству людей прикоснуться к истории на "расстоянии вытянутой руки". За два года поезд побывал в сотнях больших и малых городов.
"Я сходу не назову количество мест, где мы уже были. Кажется, вечность провели в пути. В прошлом году поезд доехал до Владивостока, в мае этого года останавливались в Архангельске и Мурманске", – говорит Максименко.
Впервые "Поезд Победы" побывал в Беларуси в 2021-м и сделал остановку в восьми городах. В этот раз остановок стало 17.
По словам собеседника, работникам передвижного музея толком не удается посмотреть города, разве что изучить окрестности вокзалов. Но на общение с посетителями времени хватает. Именно они предложили дополнить поезд вагоном, посвященным партизанскому движению. Эта тема уже в работе.
Аудиогид составлен настолько качественно, что по существу посетители вопросы почти не задают.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
"Поезд Памяти" планируют сделать ежегодным
Равнодушных нет: как выглядит внутри "Поезд Победы" – видео
"Поезд Победы" в Гродно: живая очередь и экскурсии каждые пять минут