Театр юного зрителя предлагает фантастическую сказку "Кентервильское привидение" писателя Оскара Уайльда, человека в мире известного и успешного. Родился в Исландии, жил в Англии, поездил по миру, побывал даже в Америке. Для солидной иностранной публики это интересная фигура. Наверняка, не только слышали, но и читали этого модерниста. В ТЮЗе он зазвучал на белорусском языке. Свою новеллу "Кентервильское привидение" Уайльд со свойственной ему иронией назвал готически-юмористической волшебной сказкой. В этом было желание предназначить ее не только детям, но и взрослым. Солидные литературоведы считают ее сатирой на буржуазное общество. Европейцы любят творчество Оскара Уайльда, потому что называют его самым остроумным человеком чопорной Англии.
У него немало оригинальных пьес, которые широко идут в театрах всего мира и привлекают остроумными диалогами. Взрослые театры Беларуси постоянно их ставят, но детские обращаются впервые.
А еще Уайльда очень любят кинематографисты. Кто не читал, тот, наверняка, смотрел экранизации. Их делали в США, Германии, Польше, Англии. В 2013 году Беларусьфильм сделал "Кентервильское привидение" для детей. Текст увлекает композиторов и появилось немало мюзиклов. Так что у нашего не очень популярного театра для детей сложилась вполне коммерческая история.
Мы пошли своим путем
Режиссер Анна Козлова настроилась на детскую аудиторию. Сама сделала инсценировку и определила жанр спектакля как "фантастическую историю". Ее вариант, судя по программке, не предназначен для взрослого зрителя, и возраст определен 6+. На первый план кроме фантазии вышли заключенные в литературном материале романтика и сентиментальность. Честно говоря, жаль этого определенного упрощения, так как любой спектакль для детей должен быть предназначен для семейного просмотра и сделать сказочную историю понятной шестилеткам не очень удалось. Родителям необходимо пускаться в объяснения, кое-что растолковывать.
В спектакле два состава исполнителей. Кому-то фантастическую историю удается рассказать лучше, другому — хуже. Особенно жаль, что главный персонаж — Привидение в исполнении Андрея Каленикова не убедителен, не опасен и лишен индивидуальности. Когда эту же роль Симона де Кентервиля играет Геннадий Гаранский, весь спектакль звучит по-другому.
Фантастика, столкнувшись с реальной сегодняшней жизнью, выглядят убедительно, когда в средневековом английском замке появляется семейство американского посла мистера Оциса (заслуженный артист Леонид Улащенко). Сюжет заставляет задуматься над тем, как и чем можно удивить современного человека кроме общения с духами прошлого. Ведь так всегда: сказка сказкой, но в ней намек. Замечательный конферансье — певец и сказочник сделает подводку к событиям.
Музыкальный стиль изложения вполне понятен ребенку. Ему непременно понравятся хорошо танцующие молодые актеры, которых в ТЮЗе обучает балетмейстер Диана Юрченко. Сценограф Дарья Волкова, как и Юрченко, всегда вносит в тюзовские спектакли дух современности. Световое и декоративное оформление сочетается с умелым использованием экрана.
Правда, над одним художественным образом истории Оскара Уайльда надо было бы подумать. Это миндальное дерево, которое в финале расцветает. В средневековье ожившее дерево — знак вмешательства сверхъестественных сил. Миндальное дерево фигурирует в спектакле как-то очень вяло, и финал истории — кто победил: естественные и сверхъестественные силы — остается непонятным.
В целом спектакль вполне современный и может собирать полные залы. Об этом можно порассуждать отдельно от того, что происходит на сцене.
Театр в предлагаемых обстоятельствах
Сегодня всем театрам работать нелегко. Одна из главнейших проблем — борьба за зрителя. ТЮЗам, как и театрам кукол, собирать и развлекать маленьких зрителей еще труднее.
Реально в этом может помочь только семейный просмотр спектакля. В самом же помещении театра следует продумать то, что привлечет и удержит в течение пары часов маленького озорного зрителя.
В истории белорусского ТЮЗа были счастливые годы тесного сотрудничества артистов с детьми и их родителями помимо того, что происходит на сцене. Худрук Андрей Андросик создал при театре сильную педагогическую службу и проводил интересные мероприятия в фойе, коридорах и вестибюлях помещения, игры и развлечения.
Плюс тесная дружба со школами Минска. К тому же для постановки спектаклей приглашались опытные и интересные режиссеры из Москвы (например, Н. Шейко, Б. Эрин).
В детский театр ходили не по принуждению. Сюда спешили минчане всех возрастов и актеры других театров.
Сейчас у ТЮЗа новое руководство, и оно уже делает грамотные продюсерские усилия вернуть коллективу былую славу. В зале почти аншлаги. Репертуар обновляется. Но не все рекламные новшества полезны театру для детей.
Так, например, задумано открыть при театре хорошее кафе. Идея всегда привлекательная, но где гарантии, что увлеченные сладостями посетители захотят досмотреть спектакль? Или, например, разрешили детям во время спектакля не выключать телефоны и вести съемку, что в других театрах категорически запрещено.
На "Кентервильском привидении" в зрительном зале зажигались огоньки телефонов, которые отвлекали сидящих рядом. Конечно же, это очень мешало исполнителям, да и сами зрители отвлекались от действия спектакля. Пойдет ли такая вольность на пользу театру?
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Вера Полякова о планах в ТЮЗе: начну с кафе и приглашу режиссера из Венеции
От д’Артаньяна до генерала Берга: актер ТЮЗа Улащенко отмечает юбилей
Для тех, кто просится на ручки. Два спектакля для малышей