От д’Артаньяна до генерала Берга: актер ТЮЗа Улащенко отмечает юбилей

© Photo : ТЮЗЛеонид Улащенко (Язэп Карыта) в спектакле "Беларускія вадэвілі"
Леонид Улащенко (Язэп Карыта) в спектакле Беларускія вадэвілі - Sputnik Беларусь, 1920, 29.08.2021
Подписаться
Он "ухитрился" родиться почти через месяц после начала Великой отечественной войны и, естественно, хлебнул много. Жизнь закалила его и позволяет быть востребованным в театре и кино до сегодняшнего солидного возраста.
Более полувека заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко работает в одном единственном театре — ТЮЗе. Удивительная вещь: написав о спектаклях этого театра более сотни рецензий и проблемных статей, я до 2010 года ни разу не упомянула Леонида Улащенко, хотя, почти все его театральные работы видела. Открыла его для себя по киноролям, не очень крупным, но запоминающимся. Еще по его фирменному спектаклю "Эзоп". 29 августа артисту исполняется 80 лет.
© Россия 1 (2018)Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко
Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко
Он закончил театрально-художественный институт у хороших педагогов. На четвертом курсе женился на однокурснице Юлии Полосиной, и все шло к тому, что обоим предстоит работа в Русском театре имени Горького. Но в театре этом ведущими артистами были мать и отец Полосиной. Кто-то посчитал, что хватит семейственности и судьба неожиданно повернулась в совсем иную сторону.
Режиссер Владимир Маланкин был назначен главным в ТЮЗе и утащил с собой эту семейную парочку.
Если Юлия по своим данным отлично подходила для детского театра, то Леониду, наоборот, оказалось трудно туда вписаться. Почему? Молодой красивый парень с непривычной для национальной сцены внешностью. Детей играть вряд ли сможет, зверюшек тоже. Значит, нужен особый репертуар и особая режиссерская заинтересованность. В 60-е и 70-е годы и позже в ТЮЗе работали отличные взрослые артисты, многие из которых потом перешли во взрослые драматические театры. Была конкуренция.
Попробую вернуться к тем спектаклям, которые, как мне думается, двигали, открывали и давали перспективу творческому развитию актера. К тому же режиссерские имена и успех их работы навечно вписались в историю ТЮЗа.
В театре для детей в разные времена удавалось увидеть то, что на других сценах Минска осуществиться не могло. По разным причинам. Например, "Зеленая птичка" и "Счастливые нищие" Карло Гоцци, "Бемби" и "Голоса травы". Это очень цельные серьезные спектакли, предельно насыщенные детской искренностью Их создавали талантливые режиссеры, которым, наверняка, не дано было повзрослеть, и они моделировали свой особый стиль для детского театра. Во всяком случае надо было играть как-то по-другому. И это получалось. Попасть в такой спектакль — счастье. Леониду Улащенко повезло, что с ним работали и формировали творческую личность такие режиссеры как В. Маланкин, В. Рыжий, Б. Эрин, М. Лащицкий, Н. Шейко. Они стали любимыми режиссерами Улащенко.
Когда ТЮЗ выбрал для постановки "Трех мушкетеров", он действовал наверняка, рассчитывая на успех у зрителя. Театр понимал, что без техники, отличного фехтования, безукоризненной пластики, владений плащом, шпагой, шляпой спектакль, как ни старайся, не получится. И вот в афише имена зарекомендовавших себя мастеров — художник Армен Григорьянц, композитор Евгений Глебов, фехтмастер профессор Иван Кох, сценическая композиция и постановка Марка Рехельса, режиссера из Санкт-Петербурга. Получился спектакль — праздник для зрителей и участников.

Критики писали: "Л. Улащенко не всегда может организовать свой сценический материал, но играет он д’Артаньяна столь горячо, напористо и самоотверженно, с такой нескрываемой влюбленностью в героя (причем от спектакля к спектаклю его запал не иссякает), что веришь. Веришь, что такой вот он и был, юный, нерассудительный, неловкий, насмешливый гасконец. И добрая доза “солнца в крови” ощущается в его д’Артаньяне, и практицизм небогатого дворянина, и смекалистость".

Улащенко уже играл Царя в "Царевне лягушке" и немного хулиганил на сцене. Позже это ему очень пригодилось. Стали эксплуатировать артиста для ролей острохарактерных и отрицательных.
1971 и 1972 годы стали в его судьбе очень важными. Можно сказать, личными. Распался брак с актрисой Юлией Полосиной и появился спектакль "С любимыми не расставайтесь". Пьеса гремевшего тогда во всех театрах СССР драматурга Александра Володина.
© Photo : из архива Белорусского ТЮЗаАвтор пьесы "С любимыми не расставайтесь" Александр Володин с актерами спектакля на премьере в Минске
Автор пьесы С любимыми не расставайтесь Александр Володин с актерами спектакля на премьере в Минске - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Автор пьесы "С любимыми не расставайтесь" Александр Володин с актерами спектакля на премьере в Минске
По иронии судьбы главных героев, чья любовь закончилась, играли уже бывшие супруги Юлия и Леонид. Наверное, личное давило слишком сильно и артиста Улащенко, игравшего Митю, критики поругивали. Но спектакль имел большой успех в Беларуси и за ее пределами, получил массу наград на фестивалях. Сам драматург Володин на театральной программке написал: "Леня, прости, что я не выписал твою роль. Ты сделал невозможное".
Спектакль стал хитом своего времени и визитной карточкой белорусского ТЮЗа. Через многие годы театралы России, заслышав о нашем театре, задавали вопрос: "Это там у Володина и Шейко получился классный спектакль?" Благодаря сотрудничеству с Николаем Шейко дальше для Улащенко начались и вообще радостные события — участие в двух спектаклях — "Зеленая птичка" и "Счастливые нищие", освоение творчества итальянца Карло Гоцци и комедии дель арте.
Лучше Шейко никто не ставил Гоцци на нашей территории. Мудрецы называют это театральной эклектикой. Пусть. Это всегда праздник. Публика и театральные люди ломились в наш ТЮЗ. Это была победа. Немалая заслуга здесь и Леонида Улащенко — короля статуй Кальмона и самаркандского купца с ужимками изнеженного азиатского самодура Тартальи.
Кальмон из "Зеленой птички" не сразу получился. Очень уж странный для актера материал, хотя всегда приходится оживлять до человеческих страстей недвижимый материал. В данном случае каменную статую, и делать из нее человека. С другой стороны, вспомнились уроки институтского педагога Дмитрия Орлова, когда он показал, как можно говорить, собрав камешки во рту и выбрасывая их в течение диалога. Леонид проделал этот трюк и заставил смеяться до упаду не только публику, но и строгого Николая Шейко.
Дальше был Тарталья из "Счастливых нищих". Фактически сложные обстоятельства, ввод вместо другого актера. Ночные репетиции. Роль сделана за неделю. И опять замечательная находка с заиканием. Режиссер написал на программке: "Спасибо Вам за три Т — Тарталью, талант, творчество".
Для популярности любого артиста очень важно сниматься в кино. В советские времена было трудно многим хорошим театральным актерам попасть на съемки, потому что существовал четкий отбор типажей. Например, рабочий, интеллигент, силовик, шпион, вообще плохой человек. Приходилось годами играть похожие роли. Улащенко успел многое сделать в театре, но поздно пришел в кино. Он долго не попадал в кинематографическую обойму, пока в нем не разглядели актера на роли очень солидных людей. Он и сам очень возмужал, когда пошла череда военных начальников.
© Россия 1 (2018)Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко в мелодраме "Тетя Маша"
Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко в мелодраме Тетя Маша  - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко в мелодраме "Тетя Маша"
Так набралось более полусотни киноработ. Это судьи, чиновники, полковники и генералы, вице-губернаторы, мэры, замминистры, члены политбюро и криминальные авторитеты. Он любит характеры непростые, с хитрецой. Не всегда нравилась ему однозначность руководящих людей.
Снимался Улащенко не только на "Беларусьфильме". Неплохо отметился в "Мастере Ветрове", "Каменской", "Тайне следствия", "Защите Красина". Генерал Берг в фильме "В июне 1941 года" вообще маленький шедевр. Теперь ему приходится согласовывать с ТЮЗом рабочее расписание. Москва и Санкт-Петербург зовут на съемки. Особенно любят его в ролях немцев внуки, потому что живут в Германии. Они не особенно боятся сурового кинематографического дедушку, потому что считают его щедрым и добрым Дедом Морозом. Сколько их было на Новый год за пределами театра – не счесть. Очень жалко, что мало шел на наших экранах очень интересный фильм о последствиях Чернобыля "Небо везде одинаковое". Его снял режиссер Андрей Мычко за собственные средства. Актеры играли бесплатно по движению души. Там у Леонида главная роль хитрого ревизора.
Хорошо, что в театре удавалось сыграть много интересных характеров. Молодой режиссер Михаил Лащицкий выпустил в ТЮЗе на малой сцене совсем не детский спектакль "Маленькие трагедии" А. Пушкина. Он был рассчитан на продвинутых зрителей, которые могут оценить и остроумие режиссера, и неожиданные актерские решения с маленьким хулиганством на сцене. Улащенко достались сразу три роли: Дон Гуан, Скупой и Председатель. Он явно шел первым номером, показывая и прожженного бандита, и беглого каторжника.
© Photo : ТЮЗЛеонид Улащенко (Эзоп) в спектакле "Лиса и виноград"
Леонид Улащенко (Эзоп) в спектакле Лиса и виноград - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Леонид Улащенко (Эзоп) в спектакле "Лиса и виноград"
А потом был "Эзоп" бразильского драматурга Фигейреду. Раб богатого римлянина и одновременно сгусток интеллекта. Опять не для детей. Сложный спектакль для знатоков. Несмотря на недопонимание с режиссером, Леонид снова вырулил на классную работу уровня своих лучших ролей. Ориентируя исполнителя на актерскую харизму и энергетику, громкое произношение текста, режиссер и Улащенко стали хуже понимать друг друга. Режиссер уехал, и актер позволил себе вольности. Улащенко играл не просто философа, а человека, который смотрит на свое окружение как на людей никогда не способных его понять, особенно его личную трагическую судьбу. Окружающие смеются над его баснями, над его непритязательной внешностью, не могут оценить ум и искренность, понять силы притяжения к уникальной личности.
В театре случаются такие метаморфозы, когда задуманный изначально спектакль сильно меняется в процессе его сценической жизни. Так получилось и здесь. Для Леонида Улащенко это стал спектакль его судьбы и визитной карточкой, где уже немолодой актер смог полностью выразиться.
Он не был похож ни на одного из Эзопов в разных театрах и кино, но создал очень запоминающуюся фигуру раба — свободного человека.
После "Эзопа" в театральной среде стали говорить о том, что Улащенко перерос ТЮЗ, ему место в одном из лучших и ведущих драматических театрах столицы. Но он остался верен своей альма-матер, хотя дальше на него не делали ставку как на премьера и не давали крупных сложных ролей. Так бывает. Обиду держать не следует.
© Photo : ТЮЗЛеонид Улащенко (Крот) и Вера Кавалерова (Мышь) в спектакле ТЮЗа "Дюймовочка"
Леонид Улащенко (Крот) и Вера Кавалерова (Мышь) в спектакле ТЮЗа Дюймовочка - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Леонид Улащенко (Крот) и Вера Кавалерова (Мышь) в спектакле ТЮЗа "Дюймовочка"
Сейчас видно, что судьба актера шла не через роли волков и зверушек, пеньки и добрых дедушек, а через яркого д’Артаньяна, володинского Митю, Тарталью и Кальмона — героев пьес Карло Гоцци, через пушкинских персонажей "Маленьких трагедий", через воспитателя Костю Узюмова в "Пузырьках" Александра Хмелика.
Улащенко прекрасно владеет белорусским языком, переводил для театра пьесы, работал над белорусской речью с актерами, когда в театре ставили пьесы российские режиссеры, выпустил в свет три сборника сказок, изучив психологию и увлечения своих восьми внуков.
© Photo : из архива УлащенкоЛеонид Улащенко с супругой Натальей
Леонид Улащенко с супругой Натальей - Sputnik Беларусь, 1920, 27.08.2021
Леонид Улащенко с супругой Натальей
Сейчас кроме театральной и кинематографической работы занялся написанием мемуаров. Мастер продолжает работать.
Лента новостей
0