Церемония схождения Благодатного огня запланирована в Великую Субботу, 23 апреля, в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
"Если до пандемии количество участников исчислялось десятью и более тысячами человек, в прошлом году в связи с отсутствием паломников оно было где-то около трех тысяч человек - это были люди, которые постоянно находятся в Израиле, в Иерусалиме, в Палестине, то в этом году уже есть четкий лимит присутствия здесь верующих, который сначала был тысяча человек, теперь полторы тысячи человек, но, конечно, мы понимаем, что это не исчерпывает всех желающих, которые хотели причаститься этому великому таинству", - рассказал РИА Новости начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов).
На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник – Воскресение Христово в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного огня.
Утром в субботу город Иерусалим наполнен полицией и перегорожен кордонами, попасть за которые могут только обладатели специальных разрешений. Из полутора тысяч участников церемонии в Храме Гроба 600 разрешений выданы представителям Греческой православной церкви, 500 - армянской, по 200 получили представители коптской и ассирийской церквей, а Русская Духовная Миссия в этом году отдельных приглашений не получила.
Полиция Израиля сократила квоты на присутствие верующих в Храме Гроба Господня по соображениям безопасности, с учетом неспокойной обстановки в Старом городе в последние дни и трагедии во время религиозного праздника на горе Мерон, произошедшей год назад.
Архимандрит Александр отмечает, что христиане Иерусалима усматривают в резком сокращении квот на число присутствующих в Храме во время Схождения Благодатного огня нарушение годами сложившегося статус-кво.
"В связи с этим Патриархия очень озабочена тем, что у нас нет возможности привезти сюда всех желающих паломников, даже тех, которые с огромными трудностями приехали на Святую землю, и особенно хотим выразить своё собственное неудовольствие ситуацией, поскольку на сегодняшний день РДМ лишилась всех пригласительных входных билетов, которые когда-то были предназначены для официальных делегаций и паломников РПЦ, поэтому мы солидарны с Иерусалимской патриархией, которая борется за восстановление статуса-кво, и надеемся, что власти Израиля услышат нас и в будущем году ситуация изменится", - говорит начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
В последние недели в Израиле осложнилась обстановка в сфере безопасности. С середины марта жертвами нападений и терактов стали 14 жителей страны. В последние дни серьезные беспорядки произошли на Храмовой горе в Иерусалиме. Правонарушители устроили беспорядки на Храмовой горе в Иерусалиме после утренней молитвы в четверг, а также кидали бутылки с зажигательной смесью накануне, что вызвало пожар, сообщила пресс-служба полиции.
Массовая давка произошла 29 апреля 2021 года на иудейском празднике Лаг ба-Омер на горе Мерон, где находится могила рабби Шимона Бар-Йохая. Празднование Лаг ба-Омер стало первым в Израиле массовым мероприятием после отмены ограничений по коронавирусу - в нем участвовали до 100 тысяч человек. В результате давки погибли 45 участников церемонии и 150 пострадали.
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова
Храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу (гора – место Распятия Иисуса Христа), ротонду – архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") – часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон – кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов – маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей. Причем различные части храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям, но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон принадлежат Иерусалимской православной церкви.
Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии.
Обязательным участником церемонии схождения Благодатного огня является патриарх Иерусалимской православной церкви. Традиция была нарушена в 1579 году – при смене турецкого градоначальника Иерусалима армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного огня вместо Иерусалимского патриарха представителю Армянской церкви. В Великую Субботу 1579 года православного патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня, они стояли перед закрытыми дверями. После молитв Благодатный огонь сошел сквозь треснувшую колонну и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. С тех пор никто больше не пытался получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха. Местные православные арабы и представители других христианских вероисповеданий также обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу и получают огонь из рук православного патриарха.
Сошествие Благодатного огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.
Перед этим, примерно к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем комплексе храма. Далее происходит процедура проверки Кувуклии на наличие огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на ней ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и др.
Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня – крестный ход патриарха Иерусалимского от алтаря Кафоликона через весь храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Патриарх останавливается перед самым ее входом. Его разоблачают – снимают праздничное облачение, оставляют в одном белом подризнике (длинное богослужебное облачение обычно белого цвета). Затем патриарх с 33 незажженными свечами входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.
Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский зашел в часовню, длится всегда разное время, но последние годы, как правило, не более получаса.
Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Затем на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь духовенству и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из 33 свечей – по числу лет земной жизни Иисуса Христа.
С 2003 года по установившейся традиции делегация Фонда Андрея Первозванного спецрейсом из Иерусалима в Москву доставляет Благодатный огонь в особых лампадах. Из столицы Благодатный огонь отправляется в тысячи храмов России, ближнего и дальнего зарубежья.
Сегодня греческий православный Патриарх Иерусалима Феофил III принял в своей резиденции представителей Фонда Андрея Первозванного (ФАП), прибывших в Иерусалим в канун Великой Субботы и церемонии освящения Благодатного огня. В этом году фонд доставит его в Россию в 20-й раз.
В наши дни чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Оно транслируется по телевидению и по интернету. А чтобы стать непосредственным его участником, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы, многие остаются здесь после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К утру Великой Субботы храм переполнен, верующие стоят вплотную друг к другу. Не попавшие внутрь заполняют площадь и всю ближайшую территорию перед храмом.
Обычно в церемонии схождения Благодатного огня принимает участие около 20-30 тысяч паломников со всего мира.
Лишь в 2020-2021 годах церемонии Схождения Благодатного огня проходили в условиях ограничений в связи с пандемией коронавируса.
Также на Sputnik:
Митрополит Вениамин о Пасхе: это возрождение и спасение всего человечества