В пандемию доходность участников туристического рынка резко снизилась, отрасль в Беларуси стремительно теряет профессиональные кадры. О новых инновационных подходах по развитию внутреннего туризма и привлечению гостей из России рассказали участники пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре SputnikБеларусь.
По словам члена правления Республиканского союза туристической индустрии Дмитрия Морозова в целом туризм в Беларуси достаточно активно развивался, пока не внесла коррективы пандемия коронавирусной инфекции.
Кто поддерживал белорусский туризм?
"Проблемы – это закрытость границ. Для Беларуси стратегическим партнером является Российская Федерация. Сегодня из-за пандемии сложно пересечь границу на личном автомобиле или экскурсионном автобусе. Да, поезда ходят, та же "Ласточка". Это решает вопрос только отчасти. Для такого массового потока туристов вопрос открытой границы является чрезвычайно важным. Надеемся, что в этом году проблему удастся решить", - сказал Морозов.
По словам спикера, массовый поток туристов из России во многом поддерживал отрасль.
"В рамках семидневного путешествия до пандемии турист из России тратил порядка тысячи белорусских рублей. К примеру, средняя стоимость экскурсии в Мирский замок в Несвиже - где-то 90 рублей на человека (порядка 35 долларов - Sputnik). То есть потенциал достаточно большой", - привел цифры Морозов.
В период пандемии и проблем с транспортным сообщением туры в республику не очень востребованы. Падает доходность отрасли, констатировал он.
"Возникла кадровая проблема. Специалисты перепрофилировались. Нашли себе работу в других отраслях. Профессионалы в области туризма не спешат возвращаться обратно", - сказал спикер.
Как привлечь состоятельного клиента?
По мнению председателя Ассоциации Белбренд Альберта Таипова, в республике создано достаточно условий, чтобы сделать туристическую отрасль настоящей визитной карточкой Беларуси.
"У нас было достаточно много и индивидуальных экскурсий для граждан России. Им были интересны именно аутентичные места, как говорится, не тронутые вообще никакой инфраструктурой. В Беларуси много таких объектов, что привлекает россиян, которые готовы платить серьезные деньги. Пришла идея сделать проект именно в помощь нашему государству. Сохранить в условиях пандемии то, что было наработано", - сказал Таипов.
Об инновационном проекте подробнее рассказала менеджер по международным отношениям ассоциации Диана Зайковская.
"Ассоциация запустила проект – первый видеопутеводитель о Беларуси - Belarus Travel Brands. Каждый ролик - а всего их 20 - длится всего минуту. Это клиповый формат (именно таким образом сейчас мыслит молодежь) который прежде всего в эмоциональном ключе показывает туристический потенциал Беларуси", - пояснила Зайковская.
По мнению участников конференции, "классические туры" теряют актуальность. Сегодня в тренде индивидуальные туры.
"Путешествия с полным погружением в среду. Во время тура, например, можно заехать в агроусадьбу просто на обед. А можно проникнуться бытом, духом какой-то эпохи. Узнать, как хозяйка делает сыр, увидеть козу, от которой получено молоко для этого сыра. Самому испечь хлеб, записать рецепт закваски", - сказала Зайковская.
В принципе, эта идея не нова. Но, по словам спикеров, ее наполнили новым содержанием. Например, по всей республике проходят традиционные "кирмаши". Они для белорусов уже привычны, а потому нужно еще какое-то действо, которое бы привлекло массового туриста.
"Например, в Зельвенском районе мы еще добавили рыцарский турнир. Причем, было представлено сразу четыре исторические эпохи", - сказал Таипов.
В результате о белорусской Зельве узнали далеко за пределами республики, отмечают эксперты.
"Мы видим большой интерес со стороны РФ к развитию туризма в Беларуси. Например, на фестивале в Зельве присутствовали представители посольства России в Беларуси и Нижегородской области. В этом году к ассоциации обратились два города Нижегородской области, чтобы поделиться опытом", - сказала Зайковская.
Также, по мнению участников пресс-конференции, привлечь клиента можно, используя местные легенды. Например, о замке с приведениями или эликсире молодости из болотных трав, где проходит экологическая тропа.
Эксперты обратили внимание на такое понятие в туриндустрии как событийный туризм. Гости едут не просто посмотреть замок или пройти по экологической тропе, но и поучаствовать в каком-то действе. Главное преимущество подобных турниров и фестивалей в том, что их можно посещать даже в период пандемии.
"Такие мероприятия, как правило проводятся на открытом воздухе и коммуницировать людям достаточно безопасно. Составление календаря подобных мероприятий — задача на 2022 год, чтобы в 2023-ем этот механизм заработал, туристы могли заранее спланировать, когда и куда поехать", - сказал Морозов.
В свою очередь Таипов добавил, что рыцарский турнир Ассоциация организовала вместе с администрацией района.
"С точки зрения понятия государственно-частного партнерства, это очень эффективно работает при организации событийных мероприятий и, как сейчас модно говорить, для раскрутки того района, где находятся объекты туристической индустрии", - пояснил Таипов.
О перспективах
По словам Морозова, у Беларуси достаточно большой потенциал привлечения туристов из третьих стран. В том числе из дальнего зарубежья. И здесь нужно искать точки соприкосновения с партнерами из России.
"Готовы ехать, например, туристы из Индии, Китая. Они интересуются именно комбинированными турами. Например, Москва, Санкт-Петербург, Минск: из одной точки вылет, из другой прилет. Это не только столицы, но и достопримечательности вокруг", - сказал Морозов.
Также спикер отметил, что есть большой потенциал у трассы М1/Е30, так называемой "Олимпийки", которая проходит от Береста до Москвы. После открытия границ здесь возможны трансграничные автобусные туристические маршруты. Люди смогут увидеть две столицы, а также достопримечательности вблизи трассы на территории России и Беларуси.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Альтернатива Египту: туроператор организует чартеры из Минска в Иорданию
Новый формат сертификатов о вакцинации: белорусам станет легче путешествовать