C 1 марта 2021 года в Беларуси заработал новый Кодекс об административных правонарушениях, после чего ГАИ начала рассылку "писем счастья" за непройденный ТО. Камеры, установленные вдоль трасс, начали фиксировать транспортные средства, которые не получили допуск.
Вскоре, однако, водители выявили закономерность: письма со штрафами приходят, только когда "ловят" за скорость. Если не нарушать, можно ездить спокойно и без техосмотра. Но так ли это? Sputnik решил проверить.
Попадутся все
Практически сразу после того, как заработала система фиксации техосмотра, ГАИ поясняла, что проверка наличия ТО через камеры контроля скорости проводится выборочно. Инспекторы отмечали: новшество направлено на то, чтобы мотивировать автомобилистов пройти техосмотр.
Ажиотажи на станциях диагностики в первом полугодии и вправду были: в день техосмотр проходили по 10-12 тысяч водителей. Однако вскоре автомобилисты начали замечать: штрафуют за отсутствие "наклейки" тех, кто попался за нарушение скоростного режима.
"До этого камеры работали достаточно ущербно: если скорость (превышена – Sputnik), то и техосмотр смотрели по базам. А сейчас, я так понимаю, будут работать и на мониторинг. То есть все, кто проехал, тот и попался, если у него нет техосмотра", – рассказал Sputnik заместитель директора УП "Белтехосмотр" Владимир Пиульский.
Точные даты введения новой практики представитель "Белтехосмотра" не назвал, хотя по данным ГАИ законодательная база уже предоставляет такую возможность.
Как работает механизм "писем счастья"?
Сам механизм "писем счастья" устроен достаточно просто: камеры распознают регистрационный знак транспортного средства, сверяют его с базой данных "Белтехосмотра" на наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении и, если его нет, выносят постановление.
В первый раз владелец освобождается от ответственности, домой ему приходит письмо о банальном предупреждении. Однако в следующий раз, если камера засечет его авто без техосмотра, придется заплатить 0,5 базовой величины (16 рублей). Попасться в объектив с непройденным ТО можно сколько угодно раз за сутки, однако в ГАИ отмечают, что накажут лишь один раз.
В МВД пока не называют, сколько "писем счастья" было разослано белорусам с марта прошлого года, когда начала работать система, однако отмечают, что "механизм уже давно работает в полную силу".
"Наш центр фотофиксации говорит, что техосмотр фиксируется на постоянной основе, но никаких цифр не приводится. Механизм работает в полную силу с 1 марта прошлого года", – пояснила Sputnik старший инспектор по особым поручениям главного управления ГАИ МВД Беларуси Анна Банадык.
Сколько камер фиксирует отсутствие техосмотра?
Фиксацией наличия техосмотра занимается СЗАО "Безопасные дороги Беларуси". Там подтвердили, что камеры в автоматическом режиме уже начали мониторить наличие техосмотра у всех проезжающих транспортных средств.
"Штрафы придут тем, у кого нет техосмотра", – заявили в центре фотофиксации, который также выявляет нарушителей парковки и скоростного режима.
Мы насчитали 511 стационарных камер контроля, которые работают по всей стране, карту их расположения можно посмотреть здесь. Большинство из них располагаются на дорогах республиканского значения – М1, Р-43, Р-99 и так далее.
Важная деталь: штраф за отсутствие техосмотра можно по-прежнему оплатить в ЕРИП как нарушение скорости: МВД – Штрафы – ГАИ – Фотофиксация скорости – номер постановления.
Сколько водителей ездит без техосмотра?
В Беларуси, по данным ГАИ, в личной собственности находится около 4 миллионов транспортных средств. И около половины из них ездят без техосмотра. В прошлом году допуск к участию в дорожном движении получили 1 592 354 ТС – это почти рекорд. В прошлом году, напомним, при прохождении техосмотра была отменена внушительная пошлина, из-за чего на станции диагностики заехало достаточно много автомобилистов.
Также на Sputnik:
Прохождение техосмотра еще больше упростят в Беларуси
Будут дорожать? Что происходит на рынке автозапчастей в Беларуси
Транспортный налог: что нужно знать и сколько платить?