ГРОДНО, 24 янв – Sputnik, Инна Гришук. Мигрантки из Ирака, которые месяц назад родили малышей и после выписки из роддома жили в "кризисной комнате" Красного Креста в Гродно, решили переселиться обратно в лагерь в ТЛЦ "Брузги".
В каких условиях будут жить новорожденные дети мигрантов и как себя чувствуют их мамы, решила узнать журналистка Sputnik Инна Гришук.
Палатка из тюфяков и одеял
"Я счастлив, что наконец смог встретиться с женой, со старшей дочкой, мы не виделись целый месяц, я увидел свою маленькую новорожденную дочку. Да, здесь условия не самые лучшие для младенца, но что поделать, мы хотим попасть в Германию, будем ждать", – говорит мигрант из Ирака по имени Ребаз.
Жена Ребаза – мигрантка по имени Баназ в начале декабря родила дочку, после выписки из роддома с двумя другими молодыми мамами из приграничного лагеря для беженцев жила в кризисной комнате Красного Креста в Гродно. В прошлую пятницу они переселились в ТЛЦ "Брузги".
Временное жилище мигрантов
© Sputnik
Особых условий для семей с новорожденными детьми в приграничном лагере создать нельзя. Мамы с малышами переехали на те же места, где они жили до рождения детей.
Нынешнее жилье молодой курдской семьи Ребаза – это импровизированная комната размером с большую двуспальную кровать, примерно 2 на 2 метра. Вместо стен – пледы и одеяла, на полу – слой из тюфяков. Высота мини-комнаты – примерно полтора метра, то есть встать в полный рост здесь нельзя, все приходится делать либо сидя, либо стоя на коленках. Большую часть занимают спальные места, отдельный угол выделен для вещей, которые нужны новорожденному малышу. Это пакеты с подгузниками, сменной одеждой, бутылочками. Это "приданое" женщины получили еще в роддоме, когда уезжали в кризисную комнату.
Это не место для ребенка
Молодая мама сидит на полу, улыбается, охотно позирует на камеру и показывает малышку. Младшая четырехлетняя дочка спит рядом, укрывшись пледом. Молодой отец, увидев сотрудника Красного Креста, просит достать ему термос, влажные салфетки и фонарик. К журналистке обращается с просьбой поискать в аптеке в городе крем для новорожденных, который ему посоветовали другие курдские родители годовалых малышей.
"Здесь нет возможности постоянно купать ребенка. Будем использовать влажные салфетки. Чтобы на коже малыша не было раздражения, нужно использовать этот крем. Помогите его найти", – пояснил мигрант.
Отцы новорожденных детей говорят, что условия приграничного лагеря в ТЛЦ "Брузги" – не самые подходящие для жизни ребенка в возрасте одного месяца. Но добавляют, что их жены не жалуются и не требуют срочно вернуться в Ирак.
"Мы пока просто радуемся, что наконец встретились, что мы теперь вместе. В Ирак возвращаться не хотим. Вернемся только в крайнем случае, если малышу здесь будет что-то угрожать. Сейчас ребенок здоров, с ним все хорошо, будем терпеть и ждать", – говорит Ребаз.
Красный Крест: обеспечим всем необходимым
Вполне довольной выглядит и другая мама рожденного в Гродно малыша – мигрантка по имени Шилан. Она вышла на прогулку, новорожденного сына завернула в голубой конверт, который выдали при выписке из роддома. Говорит, что рада возвращению в лагерь, что лучше и спокойнее, когда муж рядом.
Мигрантка Шилан
© Sputnik
Прогулки Шилан с маленьким сыном ограничиваются походами по ряду между спальными местами в здании ТЛЦ "Брузги", по факту – это проход между стеллажами для грузов, ставшими временным жилищем для мигрантов. К ней подходят другие мигранты – соседи по жилому ряду, поздравляют молодых мам с возвращением в лагерь.
"Конечно, им непросто с маленькими детьми, но мы все ждем и надеемся, что у нас получится попасть в Германию. Каждый день мы ждем новостей, ждем, что границу откроют, что Германия разрешит нам приехать", – добавила одна из мигранток.
В Красном Кресте пояснили, что постараются обеспечить семьи с новорожденными детьми всем необходимым.
"Наши сотрудники будут знать отцов новорожденных детей в лицо, мужчины смогут приходить в палатку для выдачи гуманитарной помощи и получать все необходимое. На улице холодно, мамам с малышами не придется лишний раз выходить на улицу", – пояснил начальник отдела по реагированию, чрезвычайным ситуациям и розыску Белорусского Красного Креста Игорь Трусов.
По его словам, семьи с новорожденными малышами взяты на особый контроль, они смогут получать все необходимые вещи для ухода за детьми.
Мигранты с детьми
© Sputnik
Кризис на границе
Напомним, что мигранты из Ирака, Ирана, Сирии и других стран Ближнего Востока живут у польской границы недалеко от Гродно с 8 ноября.
Сначала они разбили большой стихийный палаточный лагерь у забора польской границы, затем перешли в пункт пропуска "Брузги". Мигранты пытались попасть на территорию Польши, после чего польская сторона применила водометы, слезоточивый газ и светошумовые гранаты.
С 16 по 18 ноября мигранты перебрались в организованный белорусской стороной кризисный центр в ТЛЦ "Брузги". Здесь им выдают теплые вещи, одежду, еду, оказывают медицинскую и другую необходимую помощь.
Часть мигрантов покинула ТЛЦ на эвакуационных рейсах и по программе возвращения и реинтеграции Международной организации по миграции и улетела на родину, но часть продолжает ждать, когда им откроют гуманитарный коридор – они хотят добраться в Германию и некоторые другие страны Европы.
По примерным подсчетам, на середину января 2022 года в ТЛЦ "Брузги" проживает чуть более 700 мигрантов, из них – не менее 300 детей и несовершеннолетних.
Также на Sputnik:
Каждый получит QR-код: как регистрируют мигрантов в Брузгах
Литва хочет строить забор на границе за деньги ЕС, Брюссель против
Три месяца надежды: как долго мигранты готовы оставаться у польской границы