МИНСК, 22 ноя – Sputnik. Правоохранительные органы отмечают рост числа хищений в особо крупном размере с использованием высоких технологий и призывают граждан повысить свою цифровую грамотность.
"В Беларуси удалось снизить количество "компьютерных" преступлений. За 10 месяцев 2021 года их зарегистрировано на 17,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее, практически в 4 раза выросло число хищений в крупных и особо крупных размерах", – заявил на брифинге в понедельник начальник главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Андрей Ковалев.
Вместе с тем он отметил, как и прогнозировалось ранее, число киберпреступлений будет увеличиваться.
"Сегодня цифровая безграмотность и человеческая беспечность – это самые главные причины, по которым граждане становятся жертвами киберпреступников и мошенников", – сказал начальник управления К.
"В настоящее время мошенничество посредством сети интернет – это самое распространенное преступление в мире, и способы совершения киберпреступлений постоянно меняются", – сказал он, отметив, что это хорошо спланированная организованная преступность, которая постоянно растет и в нее вовлекаются несовершеннолетние и молодежь.
Цифровая гигиена
Ковалев отметил, что уже всем знаком термин "цифровая гигиена", но уже пришло время вводить новое цифровое воспитание.
Брифинг МВД по противодействию киберпреступности
© Sputnik / Тамара Беляева
"Больше всего рискам стать жертвой кибермошенников подвержены дети, несовершеннолетние и люди преклонного возраста, пенсионеры", – сказал он.
Удачные кейсы
В свою очередь представитель Следственного комитета Беларуси старший следователь по особо важным делам Иван Судникович отметил, что СК и МВД в сфере борьбы с преступлениями против компьютерной безопасности сотрудничают продолжительное время.
"У нас наработан колоссальный опыт, один из крупнейших не только на постсоветском пространстве, но и вообще в мире. Мы применяем самые современные методики и у нас самые квалифицированные сотрудники. Поэтому с этой точки зрения население может не беспокоиться", – сказал он.
Проблема № 1
По его словам, в настоящее время киберпреступления являются проблемой № 1, потому что проникают во все сектора – частный, хозяйственный, государственный. И одним из слабых звеньев и точкой опасности является мобильный телефон.
"Если вчера преступники охотились за чужим имуществом в автомобилях, кошельках, квартирах, то сейчас – за мобильными телефонами, где содержится вся информация о человеке. Начиная от личных данных до реквизитов финансовых инструментов", сказал он.
При этом он предупредил, что за последние три года количество киберпреступлений выросло в 10 раз.
"Массовые киберпреступления, которые фиксируются сегодня в отношении наших граждан, - трансграничные, потому что деньги выводятся в другие страны, и атака идет на граждан Беларуси с территории других стран", – уточнил он.
"Основная проблема – это вывод похищенных денег за пределы страны. Сегодня мы прорабатываем совершенствование законодательства и разрабатываем специальные системы, которые позволят отследить эти операции, остановить их и вернуть средства граждан", – отметил представитель СК.
Как защитить деньги от кибермошенников
По его словам, можно застраховать себя от хищения средств с банковских карточек, но не все к этому прибегают, потому что это достаточно дорого.
При этом представитель СК рассказал, что есть три слабых места, которые атакуют мошенники.
"Во-первых, - это онлайн-регистрация, условно говоря, интернет-банкинг. Вторая точка – это устройство управления счетом (например, мобильны телефон). И третья точка – сам человек, чтобы у него выудить информацию о счете", – сказал Судникович.
Первая рекомендация – при регистрации в интернет-банкинге нельзя использовать простые пароли либо пароли со своей датой рождения.
По его словам, нужно разделить телефоны, сим-карты, электронные адреса на личные и рабочие.
"Большинство граждан при регистрации на сотнях платформ используют личную почту, телефон, потом эту же почту, телефон используют при регистрации финансовых инструментов. И это то тонкое место, через которое преступник может получить доступ к счету", – сказал следователь.
Еще один риск
Еще одним риском является использование телефона как инструмента совершения платежей с карт-счетов в магазинах. "В общественных местах разблокируйте телефон и активируйте платеж на кассе магазина по лицу, а не вводом пин-кода, который могут подсмотреть, рядом находящиеся преступники, отследить вас, похитить телефон и использовать подсмотренный код для разблокировки телефона и совершения платежей", – сказал он.
Кроме этого, как отметил представитель СК, нужно использовать разные коды для разблокировки телефона и совершения платежей с его использованием.
Заведите три банковские карточки.
Судникович также обратил внимание на то, что граждане должны иметь несколько банковских карточек, чтобы обезопасить себя от хищения денег.
"Идет просто вал хищений крупных сумм с карточек. Граждане хранят на карточках большие суммы, которые копили годами. И уже есть хищения по 10, 20, 50 и 100 тысяч долларов", – сказал он, отметив, что в определенной степени здесь виноваты сами беспечные граждане.
"Храните крупные сбережения на отдельной банковской карте, не используйте эту карту для совершения платежей в магазинах, на заправках при онлайн-платежах - для этого нужна отдельная карточка. А при онлайн-платежах используйте виртуальную карту, на которую переведите небольшую сумму в пределах совершаемой покупки", – посоветовал он.
Если киберпреступник похитит реквизиты этой карты – ничего страшного, зато основная карта и накопления на ней останутся в сохранности.
Про социальную инженерию
Следователь также дал несколько советов, как не стать жертвой кибермошенников, которые звонят на мобильный.
По его словам, как правило, мошенники, которые охотятся за банковскими реквизитами, звонят через интернет - мессенджеры( Viber, Telegram, Whats App и др.).
"Масса случаев, когда человеку звонят мошенники и любым способом пытаются выудить банковские реквизиты. Они звонят через мессенджеры, потому что находятся на территории других государств, где есть целые колл-центры, которые обзванивают наших граждан", – сказал он.
Судникович отметил, что просто не надо поднимать трубку, если звонят с незнакомого номера по мессенджерам, и не переходить по подозрительным ссылкам.