ГРОДНО, 12 ноя – Sputnik, Инна Гришук. В лагере мигрантов, который уже четыре дня находится на нейтральной полосе у колючего польского забора, перегородившего путь мигрантов в Европу, потихоньку начинает налаживаться быт.
Скопившиеся на границе беженцы начинают понимать, что могут задержаться надолго. О чем говорили обитатели палаточного лагеря и с какими проблемами столкнулись, читайте в репортаже журналистки Sputnik Беларусь Инны Гришук.
Доставка в Беларусь – это целый бизнес
Группа из нескольких мужчин, которая строила шалаш из еловых лап в северной части палаточного лагеря, прибыла в Беларусь из Сирии. В лагерь мужчины пришли в среду вечером.
"До этого мы 22 дня жили в лесу неподалеку, с другой стороны пограничного пункта (Брузги – Sputnik), в лагерь пришли в среду. Теперь строим шалаш, будем здесь ждать", – говорили мужчины.
Они рассказали, как очутились на польской границе. Абсолютно все приезжали не самостоятельно, а в организованных группах. В Сирии путевки в Европу за лучшей жизнью и статусом беженца продают примерно так же, как у нас туры на курорты Турции и Египта.
Один мигрант заплатил за пакет услуг 2700 долларов, его сосед по шалашу – 4200, кто-то из их знакомых – все шесть тысяч долларов.
Разница в пакетах услуг может отличаться практически в 2 раза - а в итоге все оказываются в одном и том же лесу
© Sputnik / Инна Гришук
На вопрос, почему такая разница в ценах, ведь вы все в итоге оказались в одном лагере у колючей проволоки в одинаковых условиях, он ответил: "У нас это целый бизнес, ты приходишь в фирму и заказываешь у них эту поездку, там же платишь деньги. В мои 2700 входила белорусская виза, переезд на автобусе до Ливана, оттуда самолетом в Стамбул, потом в Минск. Неделю жили в гостинице "Планета" в Минске. Мой друг, который платил 4200, брал еще страховку, билет на самолет был подороже. И у фирмы были расценки выше".
Что будет, когда стукнет мороз?
На вопрос о том, знали ли перед поездкой, что граница Польши отгорожена от Беларуси колючим забором и прохода нет, мигранты отвечали отрицательно.
"Я спрашивал, легко ли будет пройти через границу. Мне сказали, что проблем не будет. Показали видео, что можно проходить спокойно. Мы поверили", – говорил мужчина.
В разговор вклинился проходивший мимо мигрант и задал вопрос, который волнует абсолютно всех в лагере: "Скажите, есть какое-то решение, что будет с нами? Что решили поляки, европейские политики, что решили в Беларуси? Мы ждем. Нам трудно здесь".
Еще один мужчина с волнением говорил: "Что с нами будет? Сейчас очень холодно, а скоро будет мороз. В лагере много женщин и детей. Мы – мужчины – сможем выдержать, а они – нет. Кто-то обязательно заболеет. Напишите об этом".
Дети в лагере беженцев
© Sputnik / Виктор Толочко
"Подскажите, куда и к кому мне обратиться. Я передумал. Я бы хотел получить годовую белорусскую визу, вернуться в Минск и пожить там. Я говорю по-русски, но не знаю, где получить информацию. Моя виза закончится через три дня. Я бы хотел ее продлить", – спрашивал мигрант из Ирака, который живет в лагере с понедельника.
Зачем бросаете еду, как животным
Мужчина из Сирии спросил: "Вы видели, как утром здесь чуть не дрались за еду? Кто-то бросил пакет с баночками, а люди ползали по земле, бросались друг на друга. Это было очень некрасиво. Мы ведь тоже люди. Зачем так делать?"
Мужчина говорил о картине, которую наблюдали многие утром четверга, когда в лагерь мигрантов прибыла делегация с представителем ООН, который изучал ситуацию в лагере, общался с его жителями, чтобы в последующем решить, как разрешить кризисную ситуацию. Делегация привезла несколько сумок с едой, их отдали в толпу из нескольких десятков человек. Один пакет разорвался, содержимое упало на землю и началась драка.
Беженцы стоят за продуктами в лагере на границе
© Sputnik / Инна Гришук
"Вы не знаете, когда привезут еду? У нас вообще ничего нет. А может, сигареты есть? Курить хочется", – говорили молодые ребята из Сирии, которые прибыли в лагерь накануне и не брали с собой никаких запасов.
Раздача гуманитарной помощи беженцам в лагере на белорусско-польской границе
© Sputnik / Виктор Толочко
Молодой мужчина показывает на шалаш, в котором находятся жена и ребенок. Он говорит, что у них остался только хлеб и вода, хлеба немного, и он тоже к концу дня должен был закончиться. За воду, которую каждый день регулярно привозит гродненский водоканал, мигранты благодарили отдельно. Без нее было бы очень трудно.
В четверг в лагерь мигрантов привозили продукты, сбор которых организовал гродненский БРСМ. Организаторы рассказали, что в машине были хлеб, печенье, пряники, сушки.
Ведут себя мирно, но голод озлобляет
По наблюдениям, которые журналист Sputnik могла делать в течение четырех дней, можно говорить, что в большинстве жители палаточного лагеря – миролюбивые люди. Но жизнь в полевых условиях, холод, вынужденная необходимость искать и бороться еду, дрова, делает их более озлобленными. И когда в лагерь привозят еду, дрова или памперсы в недостаточном количестве, то люди вынуждены вести себя более агрессивно, чтобы хоть что-то получить и выжить.
В лагере мигрантов на белорусско-польской границе
© Sputnik / Виктор Толочко
Прогуливаться по лагерю даже девушке-журналистке не страшно. Мигранты здороваются, предлагают помочь, например, пробраться через толпу, если нужно сделать видео или фото, просят их сфотографировать, но уже не так часто, как в первые дни.
Среди них есть много образованных людей с высшим образованием, такие как правило, говорят по-английски, в личных беседах ведут себя интеллигентно. Например, журналист встретила программиста, инженера, строителя. Английский знал мужчина, который на родине в Ираке был работником отеля, иностранный язык там нужен был для работы.
Начались проблемы со здоровьем
"Посмотрите на глаза моего друга, красные, болят, я в этом ничего не понимаю. Помогите купить какое-то лекарство, привезите, я верну вам деньги", – с такой просьбой подошел к журналистке Sputnik молодой мужчина.
Медики осматривают больных в лагере мигрантов
© Sputnik / Виктор Толочко
Выяснилось, что проблемы начались у него несколько дней назад - в глаза попал слезоточивый газ, который поляки распыляли на мигрантов. Еще один мужчина просил купить препарат с железом для жены. Объясняли, что сами не могут покинуть лагерь, чтобы съездить в магазин или аптеку, потому что обратно можно уже не вернуться.
Многие мигранты говорят, что дети начинают заболевать, у них начинается кашель, насморк, от нехватки еды может начаться и истощение.
Женщине-беженке стало плохо - ее маленькую дочку успокаивали как могли
© Sputnik / Инна Гришук
Тяжело и в психологическом плане. В четверг днем у одной женщины-мигрантки началась паническая атака, она плакала, кричала, билась в истерике и очень испугала жителей лагеря. Мужчины положили ее на несколько курток и бегом понесли к палатке пограничников за пределами лагеря к врачу. Пока ее не было, мигранты успокаивали ее маленькую дочку, которая осталась одна рядом с шалашом.
"Мы не знаем, что делать, что с ее мамой, ее увезли в больницу? Отец тоже туда ушел. Они вернутся? Когда? Мы же ничего не знаем. Девочка боится, постоянно спрашивает, где мама", – говорил один из мигрантов, который носил ребенка на руках. Женщина вскоре вернулась обратно.
Что происходит на границе в настоящее время - читайте в репортаже Sputnik.
Читайте также:
Беременная мигрантка потеряла ребенка – Минздрав
ГПК опроверг информацию о гибели ребенка-курда