Бельгийский шоколад с горчицей polexit: при чем здесь санкции против Беларуси

21 октября Европарламент принял рекомендации по отношениям с Беларусью для европейских структур. В центре внимания находится планируемый к принятию в ноябре пятый пакет санкций против страны.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Мало, кто обращает внимание на то, что новый пакет не только обусловлен миграционным кризисом на границе с Беларусью, но и совпадает с обострением внутренних противоречий в самом ЕС, уверен колумнист Sputnik Николай Левчук.

"Брюссельское политбюро"

Ирония этого совпадения состоит в том, что пока очередной антибелорусский пакет в ЕС только обсуждают, Варшава уже расхлебывает санкции, которые введены против нее за "подрыв европейских ценностей". Согласно постановлению Европарламента от 21 октября, в Страсбурге призвали не выделять Варшаве 55 млрд евро из фонда, учрежденного для восстановления экономики после пандемии, а Суд ЕС постановил штрафовать Польшу на один млн евро ежедневно.
Все из-за того, что 7 октября конституционный суд Польши утвердил верховенство польского законодательства над европейским в ответ на соответствующий запрос, поданный премьер-министром страны Матеушем Моравецким. Камнем преткновения стал введенный в октябре прошлого года запрет на аборты в Польше, который действует, даже если известно, что ребенок родится с неизлечимой болезнью или тяжелым дефектом развития. Не все в Польше восприняли запрет с воодушевлением, были даже уличные протесты, но правительство настояло на своем.
>>> Лукашенко: не остановят нас ни санкции, ни пандемия
Еще больше решение не понравилось представителям европейской бюрократии: в Брюсселе посчитали, что Варшава нанесла удар по независимости судебной ветви власти, вводя политический контроль над судами. Но политики правящей консервативной партии "Право и справедливость" ссылаются на католические ценности, согласно которым аборт является убийством. На этом нравственный месседж польских консерваторов "городу и миру" заканчивается, и начинается политическое шапито. В нем иллюзионисты из "ПиС" в который раз с воодушевлением исполняют старый польский трюк, умудряясь даже в "абортивных" бедах обвинить Москву.
Они сравнивают Брюссель с "московским политбюро", пеняют на заговор германского лобби, которое продвигает в Европе интересы "Северного потока-2", раскручивают тему миграционного кризиса на белорусско-польской границе. Под шумок Моравеций требует от Брюсселя еще и субсидий, одновременно пеняя ему за стремление разговаривать с Варшавой на языке силы, и даже угрожает войной.
Карикатурность польских амбиций нисколько не вызывает смеха у представителей европейской бюрократии, которая принимает решения об оплате счетов в ЕС, но за неизменно проамериканский внешнеполитический курс вынуждена прощать польским политикам все. Кроме проблеска здорового консерватизма.

Игра в прятки

В глазах бюрократии ЕС это настолько страшный грех, что Венгрию лишили 7,2 млрд евро субсидий из-за законодательного запрета показывать детям материалы о гомосексуальности. Более того, Евросоюз обвинил Венгрию и Польшу в дискриминации ЛГБТ и подает в суд.
>>> До $10 млн ежемесячно: Минтранс подаст в суд из-за убытков от санкций
Пятый пакет антибелорусских санкций планируют ввести в связи с миграционным кризисом на границе ЕС, в котором обвиняются белорусские власти. Уже с самого начала санкционной волны было очевидно, что белорусский вопрос используется в качестве цементирующего раствора в европейских политических технологиях, позволяющих как минимум заретушировать внутренний раздрай в ЕС. При этом с каждым новым антибелорусским пакетом идет методичная отработка информационных поводов, позволяющих оправдать санкции.
В глазах ЕС существуют всяческие пестуемые "правильные" мигранты, поток которых на территорию Евросоюза стал результатом его волюнтаристской политики на Ближнем Востоке. А теперь появились "неправильные", в появлении которых на территории ЕС обвиняется Беларусь. И в том и в другом случае источником кризиса стал сам ЕС, активно применявший дестабилизационные технологии против своих визави с целью продвижения геополитических и экономических интересов. Если европейские власти когда-нибудь осознают, что миграционный поток – следствие их же безответственных действий, то быстро сумеют преодолеть и внутренний кризис в ЕС, но, похоже, они сами в этом не заинтересованы.
Правы те поляки, которые высказывают недоверие политике Евросоюза, направленной против здравого смысла и традиционных ценностей. Согласно опросу мастерской Social Changes, проведенного по заказу портала wPolityce.pl, поляки хотят быть в ЕС. Но в том ЕС, каким он был в 2004 году, когда они в него вступали. На вопрос о том, какую модель Европейского Союза больше поддерживают, 67% опрошенных ответили: "Европейский Союз как союз суверенных государств". Только 11% респондентов высказались за "Европейский Союз как супергосударство, управляемое из Брюсселя".
Протекторат Брюсселя в той или иной степени не приемлют избиратели всего политического спектра. Недавно в польском политическом лексиконе по аналогии с "брекситом" даже появился "полексит" с явным намеком на возможный выход из ЕС, а это говорит о многом. Польское упрямство рискует спутать карты "брюссельскому политбюро", ведь поляки могут массово выйти на улицы с протестами против политики Брюсселя, и тогда миграционный кризис покажется лишь игрой в прятки.

Калий колет

Тем временем бельгийские дипломаты обратились с письмом к государствам-членам ЕС с просьбой ослабить ограничения на поставки белорусского калия, сообщает Bloomberg News. Таким образом, Бельгия пытается смягчить санкции в отношении калийной промышленности Беларуси в попытке облегчить трудности, с которыми сталкиваются компании внутри ЕС из-за санкционных мер.
>>> Google заблокировал YouTube-каналы предприятий, оказавшихся под санкциями
В разосланном письме дипломаты утверждают, что санкции, введенные в отношении белорусского производителя калийных удобрений ОАО "Беларуськалий" в начале этого года вызвали "проблему реализации" для компаний из ЕС. По их мнению, калийный сектор в санкционных списках не следует выделять отдельно. Суть просьбы дипломатов, лоббирующих интересы бельгийских компаний, состоит в том, чтобы на 2% повысить подпадающее под санкции процентное ограничение содержания К20 в импортируемом из Беларуси хлориде калия, сделав его свыше 64%.
В качестве примера из жизни приводится история крупной бельгийской компании, которая столкнулась с таможенными проблемами, поскольку сорт продукта, который она импортировала, имел большее содержание калия, чем разрешено ЕС в соответствии с санкциями. Другие фирмы также столкнулись с аналогичными проблемами. Подчеркивается, что они могут проиграть, если Беларусь будет искать покупателей в других странах.
В письме высказывается опасение: цены на калийные удобрения могут резко пойти вверх и привести к нежелательным последствиям на рынке, что собственно уже произошло. Но это как раз то, о чем предупреждала в своем заявлении пресс-служба "Беларуськалия" в самом начале санкционной гонки. Вслед за удорожанием калийных удобрений начинает лихорадить сельхозпроизводителей, повышаются цены на продукты питания. Розничная цена на калий уже превысила $700 за тонну, что является самым высоким показателем за последние двенадцать лет.
По иронии судьбы, один из главных лоббистов антибелорусских санкций Литва за первые девять месяцев нынешнего года нарастила импорт товаров из Беларуси в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого, достигнув уровня 800 млн евро. Та же Литва, президент которой призывал Украину не импортировать белорусскую электроэнергию, выкупила половину октябрьского объема электричества, произведенного на БелАЭС. Оказывается, законы спроса и предложения невозможно отменить гневными реляциями.
Непотопляемый литовский клан Ландсбергисов, который неистово продвигает санкции против Беларуси, вновь показал всему миру, какой Европа не должна быть. Впрочем, она итак перестала быть носительницей европейских ценностей в их христианском понимании. В этом и заключается экзистенциальное противоречие ЕС.
Мнение автора может совпадать с точкой зрения редакции