За что так неистово боролись литовские поклонники Светланы Тихановской, на то и напоролись. Александр Лукашенко все так же у власти, белорусский народ спокойно работает, а убытки от санкций почему-то подсчитывают в Литве.
Уже давно забыли о доходах за транзит белорусских нефтепродуктов через Клайпедский порт по литовским железным дорогам. А с 3 декабря белорусские удобрения поедут и поплывут в Европу, Азию и Латинскую Америку по рельсам РЖД через российские морские ворота Мурманска и в перспективе – Усть-Луги.
А тут еще Пекин решил, что страстным литовским борцам за независимость Тайваня не престало складывать в свои кошельки токсичные юани за транзит контейнеров с китайскими товарами по территории Литвы.
Вдобавок бывшие друзья по "Восточному партнерству" – гордые горцы из Тбилиси после нравоучений литовских консерваторов "как им обустроить демократию в Грузии" могут задуматься. Мол, контейнеры с вином и чурчхелой спокойно доберутся до европейских покупателей мимо Литвы.
"Что же в сухом остатке?" – прикинули в руководстве "Литовских железных дорог". Десяток контейнеров и цистерн из Казахстана, с которым еще не успели поругаться. Да пара вагонов с украинским салом. Правда, есть надежда, что после начала продажи земли украинский чернозем повезут составами в Скандинавию. Но это пока только проекты, которые могут разбиться о ту же ненавистную Беларусь. Ведь в планах – возведение великой литовской стены вдоль всей границы с восточными агрессорами – Россией и Беларусью.
Вот и прикинули в руководящих кабинетах ЛЖД, что скоро чистить ржавчину с рельс будет дороже, чем получать какую-то выгоду от эксплуатации подвижного состава. Так зачем тогда прокладывать новые пути и ремонтировать старые. Уж лучше 60 миллионов евро пустить на "зеленую" энергетику или новое судно сжиженного природного газа.
"Геополитическая ситуация из-за санкций ЕС и США для Беларуси вынуждает нас пересмотреть инвестиционную отдачу некоторых проектов", – цитируют литовские СМИ выдержи из пресс-релиза генерального директора железнодорожной компании LTG Infra Каролиса Санковскиса.
И хотя придворные экономисты по-страусиному успокаивают, мол, проживем и без белорусского и китайского транзита, Санковскис уже открытым текстом заявил, что "санкции могут негативно сказаться на доходах предприятий, так как поток грузов и пассажиров существенно сократится". То есть, простым языком, литовской транзитной отрасли наступает конец.
Тут в литовских СМИ промелькнула "оригинальная" мысль. Как бы присосаться к Калининградскому новому морскому терминалу контейнерных перевозок? Ведь из Калининградского анклава грузы в Европу как-то должны проследовать и по земле. Вот, может, русские и согласятся помочь литовским железнодорожникам. Правда, после того, как вспомнили, сколько любезностей в адрес Кремля наговорили литовские политики, мысль "подзаработать на Калининграде" тут же потухла.
Что остается? Разбирать рельсы и сдавать в металлолом? В этом правящие ныне в Литве консерваторы большие доки. Вспомним, как во время прошлого правления (2008-2012) они за пару ночей разобрали железнодорожную ветку в сторону Латвии, чтобы насолить польским владельцам Мажейкяйского НПЗ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.