Мотивация властей заключается в фискальном повышении бюджетных поступлений, которое в сумме может достичь Br100-200 млн в год, включая отчисления в ФСЗН. Первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко обращает внимание на диспропорцию, когда доля численности субъектов малого предпринимательства в общей численности субъектов хозяйствования в 2020 году составила 83%, а доля налоговых платежей от них в общей сумме поступлений лишь 29,1%. В категории индивидуальных предпринимателей аналогичные данные составили 60,2% и 2,4% соответственно. При этом более 46 тысяч самозанятых граждан уплатили в бюджет 6,8 млн рублей, или менее 0,025% в общей сумме поступлений.
Выйти из тени
Власти исходят из необходимости устранения такой диспропорции за счет активизации участия малого бизнеса в формировании источников финансирования государственных расходов. Учитывается и то, что добровольный выбор режима налогообложения, преференциального по отношению к налогам для организаций, обусловливает вовлечение индивидуальных предпринимателей в схемы налоговой оптимизации и выведение из оборота наличных денежных средств. Иными словами, такая система налогообложения создает почву для реализации серых схем обналичивания и манипуляций, позволяющих минимизировать налоговую нагрузку.
Для устранения предпосылок такой практики предлагается вариант четкой градации категорий малого и среднего предпринимательства и установления для них простого налогового режима, при котором сумма налоговых изъятий будет соразмерна получаемым доходам. Согласно официальным комментариям, планируемые изменения ориентированы на создание конкурентных условий ведения бизнеса вне зависимости от организационно-правовых форм, создание понятных условий налогообложения малого бизнеса.
Что касается вопроса о повышении ставок налогов (в первую очередь косвенных – НДС и акцизов), он может быть рассмотрен в случае недостаточности мер бюджетной консолидации. Однако такой шаг может быть предпринят при одновременном совершенствовании механизма взимания основных налогов (например, поэтапный отказ от ограничений для принятия к вычету НДС, сближение бухгалтерского и налогового учета), что позволит плательщикам высвободить оборотные средства, пояснил Дмитрий Кийко.
Чем займутся самозанятые?
Основные новеллы проекта касаются самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей. Предполагается, что для самозанятых с 2023 года будет реализован заявительный принцип. Для них будут определены виды деятельности, которыми они смогут заниматься, а остальные разрешены с условием запрета привлекать наемных работников.
Основная ставка для самозанятых предполагается в размере 10% от полученного дохода. Расчет налоговых обязательств будет проводиться автоматически через цифровое приложение. При этом совокупная ставка будет включать в себя и отчисления в ФСЗН. Разрабатываемое мобильное приложение для самозанятых предназначено для регистрации и уплаты всех налоговых обязательств, оно даст возможность вести предпринимательскую деятельность без дополнительных административных процедур и предоставления какой-либо дополнительной отчетности, работать с использованием безналичной оплаты.
Согласно пояснению Министерства финансов, для самозанятых граждан с 2022 года предусмотрено расширение перечня видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог). В перечень видов деятельности дополнительно включены: ландшафтное проектирование; курьерская деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов); чистка салонов транспортных средств; содержание могил и уход за ними; аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и пр.).
Запрещенные виды деятельности установит правительство. Скорее всего, в стоп-лист попадут подакцизные товары и товары, подлежащие маркировке; розничная торговля покупными товарами; деятельность, требующая получения лицензии и т.п. С 2023 года для самозанятых граждан предусмотрено установление налога на профессиональный доход (НПД) в процентах от получаемых доходов. Согласно новому проекту налогового кодекса, упрощенную систему налогообложения не смогут применять все предприниматели, оказывающие услуги.
Исключение составят лишь те, кто работает в сферах туризма, здравоохранения, сухопутного транспорта, общепита, СТО. То есть для ИП в названных сферах принципиально ничего не изменится, кроме поднятия налога упрощенной системы налогообложения (УСН) на 1%, в результате чего он составит 6%. Специалисты в области налогового консультирования считают, что для ИП, которые ведут торговую деятельность, при отмене УСН выгоднее перейти на общую систему с уплатой подоходного налога 16% с прибыли, а не от всей торговой выручки.
"Исход" предпринимателей?
Как видим, для индивидуальных предпринимателей также предусматривается сокращение перечня видов деятельности, но по "зеркальному" принципу в сравнении с самозанятыми. Так, для них определят несколько видов деятельности, при осуществлении которых можно будет регистрироваться как ИП с привлечением наемных лиц не более трех человек. Власти нацеливаются на то, что корректировка условий налогообложения для ИП будет осуществлена с учетом сокращения сфер деятельности и того, что основная их масса перейдет в самозанятые.
Предполагается, что с 2023 года для ИП останется возможность применения только общей системы налогообложения, то есть с уплатой подоходного налога с разницы между доходами и расходами. С 2022 года для отдельных видов деятельности ограничивается возможность применения упрощенной системы налогообложения, сокращаются сферы применения единого налога. Но есть альтернатива – ИП с наемными работниками смогут перейти в микроорганизации, для которых сохраняется возможность применения упрощенной системы налогообложения.
Сумеют ли власти гибко отреагировать на запросы бизнес-сообщества, покажет время. Пока же его представители не в восторге от нового проекта Налогового кодекса. Так, на состоявшемся 23 сентября круглом столе, посвященном планируемым изменениям, были названы риски, которые в нем заложены. Это – "исход" предпринимателей, снижение уровня конкуренции в ряде секторов экономики, обострение ситуации на потребительском рынке.
Одно из самых нашумевших нововведений опубликованного проекта заключается в том, что с 1 января 2022 года физические лица, имеющие в собственности или принятые по наследству жилые помещения в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество), становятся плательщиками налога на недвижимость. Иными словами, налог собираются ввести даже на единственную квартиру в собственности. Тогда как в настоящее время налог на недвижимость платят собственники жилых помещений лишь в том случае, если обладают двумя и более. Согласно пояснению Минфина, льгота сохранится лишь для ряда определенных категорий граждан.
В 2020 году вклад налоговой службы в доходы государственного бюджета составил 27,1 млрд рублей, в 1-м полугодии 2021 года – 15,1 млрд рублей. За счет платежей, контролируемых налоговыми органами, формируется порядка 70% всех доходов консолидированного бюджета страны. Судя по всему, эта доля в ближайшее время возрастет.