Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, так же в сентябрьской программе подопечных ново-старого рулевого Георгия Кондратьева еще две баталии: с Уэльсом (5 сентября) и Бельгией (8 сентября), что имеют статус домашних, но пройдут в Казани на тамошнем стадионе "Центральный".
Игровая программа интенсивная, даже любопытная, но настроение в преддверии осенних проб пера сборной, совсем отвратительное – хуже не бывает.
Увы, не только потому, что шансов выйти в финальную часть ЧМ-2022 и сыграть в Катаре у белорусской дружине нет, а предыдущая "мировая гастроль" "великих футболистов" завершилась унижением в бельгийском Левене от тамошних "красных дьяволов" – 0:8.
Все еще трагичнее, ибо невосполнимее. В минувшее воскресенье ушел из жизни легендарный капитан минского "Динамо", "последний плеймейкер" Юрий Пудышев. Во вторник с Алексеевичем простились на стадионе "Динамо" и похоронили… И, е-мое, у меня такое ощущение, что с ним погребли и творческое начало в футболе.
Реквием по одиночеству
Пудышев даже во времена СССР был уникумом. Усатый парень, игравший под восьмым номером – центральный хавбек. Диспетчер с пушечным и прекрасно поставленным дальним ударом. Футбольный интеллектуал, технарь. Добрый, советский человек, настоящий товарищ, для которого понятие "наше" было в разы важнее понятия "мое".
Приехав в Минск из Москвы – из одного "Динамо" в другое "Динамо", он отлично вписался в белорусские реалии. Даже "неуставными", густыми усами. Своим внешним видом Пудышев делал отсылку к образу песняра, как его представлял Владимир Мулявин, что приехал в БССР с Урала. Эти легендарные мужчины на самом деле внешне похожи.
Но это "мелочи жизни", каковыми для Пудышева были все коллизии, что не касались, хотя бы косвенно его любимого футбола. Потому, как Юрий Алексеевич был в нем докой. Мастером. Творцом.
Как он видел поле и читал игровые ситуации, чуя их развитие на несколько ходов вперед! Какие отдавал передачи! Длинные и короткие, но все – на загляденье! Потому, как восьмой номер минского "Динамо" не откликался на маневр партнера – нет. Он сам создавал эти предложения, мотивируя одноклубников на совершение рывком в том направлении, что определил дирижерский ум Пудышева.
Да, схожим дарованием в СССР обладали, скажем, еще двое "динамовцев" - тбилисец Манучар Мачаидзе, да киевлянин Леонид Буряк. Но тот и другой – оба "семерки", подчас замедляли игру. Грузин любил возиться с мячом, украинец грешил поперечными пасами. Пудышев всегда ускорял события на поле! Каждым пасом, каждым своим перемещением, рывком.
Даже погрузнев в тренерские годы, Алексеевич в двухсторонках задавал такого жару, что молодежь не поспевала! Не за быстротой ног – за скоростью мысли. Таких маэстро нынче нет уже и на мировом уровне – факт!
Ведь, сколько лет прошло с тех пор, как еще один легендарный советский футболист-усач и уже наставник ЦСКА Валерий Газзаев, сказал свою легендарную фразу: "Я не знаю футболиста по фамилии Плеймейкер!" А я знаю, господин бывший тренер, а ныне политик – Пудышев! И не зря Юрий Алексеевич выходил на поле после 50 лет. Не ради прикола или, не дай Бог, пиара. Это было его символическое послание всем прагматикам и утилитаристам – настоящий футбол жив!
Пудышев был командным человеком и на поле, и за его пределами. Это он давал партнерам, когда забавные, а, когда и очень парадоксальные прозвища, в которых, впрочем, никогда не было намека на уничижение. Алексеевича как-то начали считать балагуром, и он действительно порой любил завоевать сердца доверчивых журналистов "байками из раздевалки", делая это в своеобразной манере народного сказителя.
Настали времена – я хорошо их помню, когда Алексеевича стали воспринимать, едва ли, не как штатного юмориста и спасителя безнадежно унылых газетных статей. Это ему дико не понравилось, и он резко ограничил контакты с прессой. Все потому, что балагурство -- это только его маска. Пудышев был очень светлым, но печальным, одиноким человеком, никого не пускавшим в свой внутренний мир. Прийти на помощь – да, разделить свою подлинную боль – нет.
Меня он называл Русланчиком. Так Юрий Алексеевич меня и окликнул тем вечером в Германии. Сейчас я даже не могу точно припомнить, что забыла наша национальная дружина, которой опять рулил Сергей Боровский в отеле под Штутгартом, и как я оказался там вместе с командой. Неисповедимы пути футбольные.
Какой-то короткий сбор и странный спарринг. Вроде как, со швабами, в чьи ряды только-только влился юный Александр Глеб. Или еще не влился, а только хотел влиться, и поэтому рядом с нами суетился Николай Шпилевский. В общем, это не важно, а принципиально для нас, что в штаб Боровского в той поездке вошел и Пудышев.
Был вечер, я возвращался с променада по сельской местности. Хотел подняться в номер, но услышал голос от барной стойки: "Русланчик!" Я подошел. Пудышев спросил: "Будешь?" Я подумал, и ответил: "Да".
Передо мной поставили бокал. Я пригубил: "Хорошее пиво". Алексеевич кивнул. Потом сделал еще заказ, подняв два пальца. Больше мы не обмолвились ни словом. Каждый думал о своем.
Пудышев расплатился, и сказал: "Спасибо тебе, Русланчик! Отлично помолчали!" Он улыбнулся, в его глазах мелькнула искорка, но я понял – действительно, благодарен. Как и я ему…
Без игроков БАТЭ
И вот на повестки дня очередные официальные матчи сборной страны, от которых, никто не ждет ничего хорошего. Ибо, как сказала болельщик и актриса Джоди Фостер: "Судьба – очень удобное слово для тех, кто никогда не принимает решений".
Отборочный цикл чемпионата мира-2022 возобновляется в очень унылые дни для белорусского футбола. Память еще саднит разгром в Бельгии, о котором участник того матча хавбек Иван Маевский дал такой комментарий: "Это результат отсутствия плана на игру. Наверное, нужно его все-таки иметь, когда играешь с такими командами, а не просто выходить на поле".
Кстати, Маевского, что ныне играет в Словении, ново-старый рулевой Кондратьев, входивший и в штаб Михаила Мархеля, в команду не позвал.
На клубном уровне происходят такая нелепица, что хочется использовать словцо "чертовщина", хотя есть ощущение, что и лукавому уже нет ни дела, ни интереса до белорусского футбола. Однако, тем не менее! Наши ведущие клубы, оказавшись совершенно не состоятельными в самые главные дни сезона, не только опростоволосились на международной арене.
Нынче те же "Шахтер" и БАТЭ бездарно теряют очки и репутацию в родном чемпионате. Как следствие Кондратьев не позвал из Борисова ни одного футболиста. Дожили. Впрочем, это объективно. Если БАТЭ, не доверяя молодежи, подписывает такого ветерана, как Бордачев, и такого легионера, как Юсов, то, что говорить.
А сборной велено играть в составе определенном Кондратьевым. Может, Георгию Петровичу удастся следовать восточной мудрости "Бог дал тебе лицо, но тебе выбирать его выражение". Кто знает, вот возьмут и зацепят чехов или валлийцев. А то и самих бельгийцев. Конечно, пока не верится, но…
Как писал болельщик Владимир Высоцкий: "Все былое уходит, уходит, уходит, уходит… пусть придет, что придет".