Во многом из-за своей доступности алкоголь крайне опасен, поскольку может сломать человеку жизнь.
Sputnik пообщался с жителем Витебска, который знает о тяге к спиртному не понаслышке, и выяснил, когда тот начал пить, как это повлияло на его судьбу и удалось ли избавиться от пагубной привычки.
Милиционеры смеялись над преступлением всем отделом
"Не знаю, связано ли это как-то со мной, но мой отец тоже испортил себе жизнь из-за алкоголя. Он был талантливым инженером, про таких говорят "золотые руки и голова", и его до последнего держали на заводе, но постоянные запои вывели начальство из себя, и отца уволили с руководящей должности", - начал свой рассказа Сергей (имя изменено).
После этого отец Сергея начал скатываться по наклонной, в итоге он стал дворником, но и на этой должности его едва терпели. При этом родной брат отца вообще не пьет и работает преуспевающим программистом, причем, на иностранные компании.
Мать ушла от отца давно, и Сергея воспитывали бабушка с дедушкой, да еще помогал дядя. Родом молодой человек из райцентра, а в Витебск переехал после того, как первый раз отсидел.
"Я выпивал уже лет с 14, но не слишком много, несмотря на то, что нравилось. При этом, когда выпью, то меня, как бы это сказать, может переклинить", - признался собеседник.
Однажды, когда Сергею было около 20 лет, он выпивал с друзьями. Алкоголь закончился и Сергей, уже изрядно пьяный, пошел в магазин "за догонкой". Но в магазине сообразил, что на спиртное немного не хватает. Тогда он отобрал у продавщицы разделочный нож для мяса и, угрожая им, забрал несколько бутылок водки.
"Это было обычное ограбление, но суть не в этом. Дело в том, что, когда я грабил, меня реально переклинило. Я решил, что я рыцарь и очень хочу пить, поэтому взял пакет с молоком, отпилил у него уголок и стал молоко вливать себе в рот. И делал это, как в кино про рыцарей, подняв пакет высоко над головой, и молоко текло мне на лицо, за шиворот, везде", - вспоминает Сергей.
По его словам, в магазине были установлены камеры видеонаблюдения, которые все записали. Естественно, парня быстро нашли.
"Милиционеры всем отделом ходили пересматривать видео из магазина и очень веселились. А я мечтал об одном, чтобы эту запись не показали на суде, и ее не увидела бабушка", - сказал молодой человек.
За свое преступление Сергей получил шесть лет колонии.
Переезд в Витебск и новые надежды
На зоне Сергей похудел (до приговора был очень полным) и подкачался, много читал, строил планы на будущее и планировал не притрагиваться к алкоголю.
После освобождения ему подарили квартиру дяди, который к тому времени переехал в Минск. В двухкомнатной квартире в центре Витебска был сделан хороший, дорогой ремонт.
Поскольку Сергей неплохо рисовал, то начал работать тату мастером на дому. Кроме того, стал встречаться со своей старой подругой, у которой был небольшой бизнес в его родном городе. Со временем они стали подумывать о том, чтобы возлюбленная переехала к нему в Витебск. Поскольку клиентов было пока немного, Сергею деньгами помогали бабушка с дядей. Иногда парень занимался дома спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Казалось бы, живи и радуйся…
"Но, как говорится, не выдержала душа поэта, я встретил ребят, с которыми сидел, и они предложили выпить пива. Я тогда подумал, что от одной бутылочки ничего не будет. И, действительно, поначалу держал себя в руках. Иногда пил пиво, но только, когда хотел, и понемногу", - отметил собеседник.
Он подчеркнул, что не знает ни одного любителя спиртного, который бы бросил пить после освобождения. Завязавших наркоманов Сергей знает, а вот алкоголики все равно, рано или поздно вновь "залезали в бутылку". Молодой человек предполагает, что во многом это связано с легкой доступностью алкоголя, и если наркоману после освобождения необходимо вновь налаживать связи для покупки зелья, а это довольно трудоемкий процесс, то спиртное можно купить круглосуточно и практически везде.
Довольно быстро Сергей начал покупать по два литра пива вместо бутылки, потом еще больше. В итоге, спустя год молодой человек был жестким пивным алкоголиком. А потом стал пить все подряд, причем, не просто пил, а уходил в запои.
Татуировки Сергей перестал делать, начал врать бабушке, что устроился на работу, и чаще просил у нее денежные переводы, ссылаясь на то, что зарплату на новом месте платят нерегулярно. С девушкой у Сергея отношения становились все хуже, поскольку он начал вести себя неадекватно. Он сильно располнел, стал носить обноски и буквально за полтора года из симпатичного молодого человека превратился в обрюзгшего мужика с вечно засаленной головой и одутловатым лицом, который ходит в рваной обуви и "стреляет" на самое дешевое пиво.
Периодически парень пытался бросить пить и устроиться на работу, но хватало его ненадолго. В один из таких периодов он успел даже поработать с родственниками на стройке в Москве, откуда сбежал в очередной запой, узнав, что его бросила подруга.
"Когда я уезжал в Москву, то думал, что пить не буду, даже рассказывал об этом друзьям, но из-за расставания с девушкой сорвался. Тогда я говорил себе, что переживаю из-за расставания, но сейчас понимаю, что расставание дало мне повод вновь начать пить, которым я с радостью воспользовался. Я тогда сбежал из Москвы, даже не получив часть причитающихся мне денег и не доделав свою работу", - вспомнил Сергей.
Непонятная женщина, бомжи, опять срок
За это время Сергей успел побывать в психдиспансере в отделении для алкоголиков, но это слабо помогло. Стоит отметить, что и в зоне его, якобы, лечили от алкоголизма, правда, по словам собеседника, лечение заключалось в приеме каких-то таблеток в течение непродолжительного времени. И если он не пропускал посещения к доктору, то через некоторое время ставили отметку о том, что заключенного вылечили от алкогольной зависимости.
После расставания с подругой у Сергея начался один из самых безумных периодов, он пил непонятно где и непонятно с кем. Даже завел себе новую девушку, у которой в Витебске жили дочь с мамой.
"Эта женщина вызывала у меня физическое отвращение, но у нее были деньги на алкоголь и еду, поэтому я ее терпел некоторое время. Потом мне удалось ее бросить, хотя она до последнего пыталась приходить ко мне с едой и алкоголем, пытаясь меня вновь напоить", - заметил собеседник.
Выпивая, Сергей не стеснялся говорить новой подруге о своем отношении к ней. Собеседник уверен, что если бы не везение, он мог покалечить, если не убить девушку.
Постепенно в квартиру к Сергею начали захаживать местные бомжи, стали происходить пьяные потасовки, и во время одной из них гости сломали унитаз и замок входной двери. Сергей уже даже не пытался что-либо чинить. Вместо разбитой люстры лампочку (которую принес знакомый) у него прикрывал свернутый лист бумаги. Он признается, что благодарен бабушке за то, что та не переписала на него квартиру, иначе давно бы ее пропил. А спустя время парню вновь "повезло" – его посадили…
Каждый бывший заключенный после освобождения находится под надзором. В зависимости от тяжести преступления, надзор может длиться до восьми лет. За это время бывший зек должен раз в три месяца отмечаться в милиции, кроме того, к нему периодически заходят сотрудники органов. Если условия им не соблюдаются, то за бывшим зеком устанавливают превентивный надзор, который является чем-то вроде ослабленной "домашней химии".
Естественно, за Сергеем установили превентивный надзор, милиционеры к нему теперь могли приходить и посреди ночи, а отмечаться в милиции он должен был чуть ли не каждую неделю. И, естественно, Сергей, из-за постоянных пьянок не смог выполнить все условия надзора и его посадили на год в ЛТП.
Как отметил собеседник, лечебно-трудовой профилакторий - это практически та же зона, только называется по-другому. Лечат там от алкогольной зависимости лишь при помощи распорядка дня, работы и лишения свободы.
В профилактории Сергей снова начал худеть, читать и, вообще, "взялся за ум".
Пьянки и… новая жизнь?
"Когда я сидел в ЛТП, то зарекся, что больше не притронусь к алкоголю. И действительно, первое время не пил, а потом, как и прежде, выпил пива и понеслось. Причем, начал пить я очень быстро после освобождения, видимо, лечение дало "положительный" результат", - пошутил собеседник.
По словам Сергея, пока он сидел, в его квартире со сломанным замком жили бомжи. После возвращения он нашел дома много женских сумочек (скорее всего, украденных), испорченной еды, пустых бутылок и каких-то грязных вещей. Все это жутко воняло.
"Повезло, что к моменту второго срока дома не было ничего ценного, поэтому квартиру даже не могли обокрасть. Еще повезло, что натяжные потолки остались целыми", - заметил Сергей.
Убрать, как следует, квартиру молодой человек не успел, поскольку вновь начал пить, периодически стараясь "завязать". А потом познакомился с девушкой.
"Удивительно, но, несмотря на то, что от меня, скажем так, пахло не очень приятно, да и выглядел я не очень, она продолжила со мной общаться. Потом я пришел к ней в гости и остался", - отметил собеседник.
Новая пассия поначалу крепко взяла Сергея в руки, поселила у себя, хорошо кормила и заставила устроиться на работу. Сергей подружился с ее сыном-подростком и стал "чувствовать себя настоящим мужчиной".
"Она помогла мне устроиться к своему знакомому, где я стал зарабатывать более тысячи рублей в месяц. Кроме того, мы начали приводить мою квартиру в порядок, купили туда новую мебель и решили сделать небольшой косметический ремонт, чтобы сдавать внаем", - объяснил собеседник.
Периодически Сергей немного выпивал, но либо вместе с новой девушкой, либо под ее присмотром. Постепенно быт стал налаживаться, но постоянное желание выпить не исчезало. Сейчас Сергей пьет при каждом удобном случае, а с девушкой из-за этого начались частые скандалы.
Считает ли Сергей себя алкоголиком – сложный вопрос, поскольку иногда он этого не отрицает и признает свою слабость, но в другие моменты, наоборот, всячески пытается доказать, что может себя контролировать. Парень стесняется своего пристрастия, но ничего с собой поделать не может. Что будет дальше, он не знает, поскольку, несмотря на то, что, вроде, пить и не хочет, подсознательно все время ищет возможности это сделать. И в последнее время выпивает все чаще.
Сергей понимает, что его можно назвать везунчиком, поскольку судьба постоянно давала ему шансы, начиная от дядиной квартиры в центре Витебска, заканчивая последней девушкой, которая мало того, что его приняла, так и еще и попыталась наладить его жизнь. Собеседник прекрасно осознает, что сам упустил все эти шансы, но единственный ответ, которым он оправдывается звучит: "Это моя слабость" после чего он вновь идет за пивом.