Радио

Что Литва готова обещать за транзит и кто придет вместо белорусов ― эксперт

Кто и на каких условиях может заменить Беларусь в транзите нефти через литовский порт и как литовской стороне реструктуризировать градообразующее предприятие Klaipedos nafta, чтобы избежать ущерба для всей экономики?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Что Литва готова обещать за транзит и кто придет вместо белорусов ― эксперт

О перспективах Клайпедского порта после утраты белорусского транзита и возможностях возвращения белорусов к сотрудничеству рассуждает эксперт в сфере логистики, экс-член общественного совета Минтранса России, глава ассоциации "Межрегионавтотранс" Сергей Храпач. 

Эксперт перечислил издержки Беларуси при перевалке нефтепродуктов через РФ

"Если у них (у Литвы ― Sputnik) есть альтернатива, нужно привлекать новых перевозчиков нефти, производителей или транзитеров, тех, кто транспортирует нефть и газ через этот порт. Если таковых не найдется, то поменять структуры перевозки нефтепродуктов ни за месяц, ни за два – три нельзя, это процесс более долгий и сложный", ― говорит Храпач.

По словам эксперта, на данный момент у Литвы есть два пути. Первый из них ― искать стратегического партнера, который займет те емкости, которые ранее занимал белорусский партнер. "Таких партнеров я вижу только два – это Россия и Китай, которые могут такими объемами поставлять, но Китай очень далеко и транзит через Литву ему вряд ли интересен", говорит Храпач.

Второй путь ―  реструктуризировать Klaipedos nafta и сокращать работников, "потому что быстро восполнить потери в таких объемах, которые перевозила Беларусь, в ближайший год предприятие не сможет. По словам эксперта, "это вопрос выживаемости, может, государство сможет помочь градообразующему предприятию". 

Колташов назвал главную выгоду для Беларуси при перевалке грузов через РФ

"Ничего хорошего они ждать не могут, потому что политический вектор вряд ли изменится, а экономический вектор меняется сложно, долго и требует затрат. Пойдут ли производители и перевозчики нефти на эти затраты и будут ли они менять свой транспортный коридор, это вопрос к владельцам порта, готовы ли они давать скидки тем, кто придет вместо белорусов", ― резюмирует Храпач.

Напомним, ранее компания – оператор литовского СПГ-терминала и нефтяных терминалов Klaipedos nafta (KN) признала, что "2021 год будет непростым для предприятия как из-за продолжающейся пандемии коронавируса, так и из-за потери транзита "Белорусской нефтяной компании". Как сообщили Sputnik Литва в KN, белорусская сторона в феврале уже не планирует перевозку нефтепродуктов через нефтяные терминалы в Клайпеде под управлением предприятия.

Читайте также: