Казалось, что только вчера состоялся премьерный показ в ноябрьском финском Контиолахти, и вот мы уже рядышком с рождественско-новогодним перерывом в соревнованиях.
Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, масс-старты – гонки топ-30, впервые состоятся в текущем сезоне, что, кстати, весьма символично, учитывая магию даты "20.12.2020". Ею бы – "магией для элиты" – порадовался и болельщик Пифагор, выступивший пару тысячелетий назад закоперщиком "культа числа".
Цифровизация биатлона
Очевидно, что круче "20.12.2020" в год коронавирусных испытаний была только другая дата – "20.02.2020". Кстати, 20 февраля в итальянском Антхольце при заполненных еще не пуганными COVID-19 болельщиками трибунах "Зюдтироль-Арены" состоялась смешанная эстафета чемпионата мира, результаты которой явно не являются хитом ностальгии у Анны Сола и Никиты Лобастова. Белорусский тандем выступил не шибко удачно – 15-е место.
Сейчас в рамках завершающего аккорда Хохфильцена-2 есть шанс на гораздо более позитивные эмоции. Да, наши мужчины умудрились в гонке преследования растерять весьма неплохие шансы отобраться в масс-старт, и он пройдет без белорусского участия. Увы, но мой авторский оптимизм предыдущий колонки, посвященной стреляющим лыжникам, по-прежнему страдает гипотетичностью.
Но в "горящую избу" готовы зайти (разумеется, чтобы на скаку остановить коня!) подопечные Олега Рыженкова и Райни Гесвайнера. Сразу три биатлонистки в васильковых комбинезонах с желтыми вставками выйдут в воскресенье на старт – Алимбекова, Сола и Елена Кручинкина. Причем каждая из них однозначно не захочет довольствоваться ролью статистки. Да и проходное амплуа "субретки" вряд ли манит Динару, Анну и Елену.
К слову, Кручинкина уже вправе гордиться Хохфильценом-2. В спринте она установила рекорд карьеры – седьмое место, что есть "толстый намек" на очень радостные перспективы. Елена, выступая не ровно, тем не менее прогрессирует. Для психологического равновесия прорыв в топ-10 крайне важен. Правда, Кручинкина не смогла развить успех в преследовании, но многочисленные примеры из игровых видов спорта убедительно говорят о том, что это рядовая практика: свой гол надо тоже пережить, чтобы тут же не пропустить в собственные ворота. Да и 27-е место при трех промахах никаким провалом не является.
Хохфильцен-2 пока самый стабильный, обнадеживающий этап и для Сола. Нельзя сказать, что Анна избавилась от проблем на огневых рубежах, но количество промахов минимизировала, не пожертвовав ни завидной скорострельностью, ни резвым ходом по дистанции. Отсюда 19-е место в спринте, 16-я позиция в преследовании и беспроблемный, как и у Кручинкиной, отбор в масс-старт. Более того, скажу честно: несколько последних "стоек" Сола – реактивных и точных, заставили отвисать журналистскую челюсть. Против чего совершенно не возражаю. Так удивляться буду рад, чем чаще, тем лучше.
Мистика, да и только!
И наконец, Алимбекова. Нашего лидера в двух гонках Хохфильцена-2 вначале бросило в "холодно" – 31-е место в спринте, а затем вернуло в зону "горячо", когда Динара 11-й финишировала в преследовании.
Причем у меня было свое объяснение относительной неудачи Алимбековой в пятницу. Понимаете, в биатлоне есть как писаные, так и неписаные правила. Например, запрет шуметь на позициях за спинами тренеров, корректирующих стрельбу, четко зафиксирован в своде законов IBU. Нарушение грозит лишением аккредитации. А вот то, что журналисты не должны никак отвлекать спортсменов, уже находящихся в стартовом городке, – негласный этикет, которым до недавнего времени не пренебрегали.
Например, я вспоминаю: идешь порой на "биржу", и прямо навстречу за невысоким заборчиком на тебя бегут, разминаясь, Парамыгина или Домрачева. Но даже не здороваешься, ибо взгляд биатлонисток затуманен, они погружены в себя, концентрируются. Максимум – кивок головы или поднятая в привете рука, на что могут не ответить, ибо просто тебя не заметили.
Но вот в пятницу "голос российского биатлона" Дмитрий Губерниев, работая в прямом эфире перед спринтом рядом с зоной старта, "спинным мозгом" увидел Динару. После чего коллега обернулся и своим зычным голосом обратился к Алимбековой, сообщив ей, что вот прямо сейчас будет запущен в эфир ролик о "белорусской сенсации". Динара отозвалась улыбкой и поднятым вверх пальцем.
Губерниев "влез" и после первого промаха Алимбековой на "стойке", сообщив свое экспертное мнение: спринт-де теперь можно выбросить на свалку. Хотя обойдись Динара двумя штрафными кругами –, и быть ей в топ-15. Вовсе недурственно, между прочим.
Так, что "виновник" осечки Алимбековой при желании находился легко, тем более, что действительно хочется попросить моего хорошего приятеля Дмитрия больше не отвлекать белорусских биатлонистов в зоне старта. Но Динара, что очень ценно, не поддалась искушению, свалить все на мистику сглаза. Напротив, она защитила Губерниева!
"Никто меня не сглазил! – рассмеялась Алимбекова. – Выхожу на соревнования и работаю я сама, стараясь не обращать внимания на отвлекающие факторы. Кстати, скажу, что всяких помех до старта случается много. На пристрелке, на трассе. Поэтому надо просто на этом не зацикливаться. А Губерниев и вся бригада "Матч ТВ" – веселые ребята. Мне нравится с ними общаться, они сглаживают нервные пики".
Интрига выбора
Она – интрига, заключалась в следующем: подводя по моей просьбе оперативные итога спринта, Динара сделала оговорку, что, возможно, не выйдет на старт преследования:
"Расстроило больше не 31-е место, а совершенные на огневых рубежах ошибки. Они мной не контролировались. А значит, накопилась усталость. Хотя такого уж сильного утомления не чувствовала. Возможно, причина крылась в долгом ожидании – 52-й номер. Рано пришла в стартовый городок, видела стрельбу соперниц. Может, это повлияло? Но в любом случае было сложно разгоняться, трясло все тело, и только на финишном круге я более или менее пришла в себя – волнение испарилось. В принципе, не загоняю себя в угол переживаниями. От поражений никто не застрахован, но допускаю пропуск преследования. Эта тема "всплыла" после финиша в общении с тренерами. Потому как если накопилась усталость, то не хочется усугублять ошибки в гонке с четырьмя огневыми рубежами".
Но в субботу Динара таки стартовала – и правильно сделала! Блестящая работа на огневых рубежах – всего один промах самым первым выстрелом, великолепная заключительная "стойка", достойная скорость на лыжне и подъем на 20 (!) позиций. И конечно, сохранение синего бипа!
"В пятницу по дороге со стадиона я приняла решение, что не буду участвовать в преследовании, – рассказала Алимбекова. – Стрельба в спринте получилась странной – разбросанной. Но эмоции улеглись, успокоилась. Вечером переговорила с тренерами. Они не возражали против пропуска, но расстались в полу позиции: дескать, еще подумаем. Однако, когда стало понятно, что я могу упустить синий бип лучшей молодой биатлонистки и стартовать в масс-старте не с первой линии, то такая перспектива мне совсем не понравилась. По-хорошему оказалось задето самолюбие. Решила: буду бороться, исправлять стрелковые ошибки. Что и получилось! А промах на первой "лежке", возможно, объясняется тем, что пристрелку делали по 6-й установке, а тут пришлось работать по одной из последних мишеней. Или чуть неправильно легла. Эта версия тоже имеет право на жизнь".
В любом случае женский масс-старт ожидаем белорусскими болельщиками с нетерпением. На успех Алимбековой, Сола и Кручинкиной стоит скрестить пальцы. А вот Кривко в воскресенье не выступит, ибо с ней произошел самый драматичный инцидент Хохфильцена-2.
Уже на первом круге Ирина упала на спуске с правым виражом. "Сама цела, а вот винтовка – нет, – сокрушенно рассказала Кривко. – Сломала я винтовку".
Впрочем, учитывая, что сейчас будет перерыв, паниковать не надо, в чем уверен старший тренер Олег Рыженков: "Сломана задняя часть винтовки – уж так все у Ирины незадачливо вышло. Но это ремонтируемо".