Интеграция Беларуси и России

Экономика Союзного государства России и Беларуси: сложно, но возможно

Восстановление торгового оборота, "скидочка" на газ, перевалка грузов через российские порты... Колумнист Sputnik Александр Шпаковский – об актуальных вопросов двусторонней повестки.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

После сверки часов между Беларусью и Россией в политико-дипломатическом формате, на что был направлен визит в Минск министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, настало время для решения более сложных экономических вопросов. Пока переговоры ведутся на уровне правительств, и накануне личной встречи между Романом Головченко и Михаилом Мишустиным состоялся официальный телефонный разговор.

В сообщении, опубликованном на сайте правительства РФ по результатам состоявшейся беседы, было отмечено, что "главы правительств рассмотрели приоритетные направления развития российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества, совместные проекты в энергетике, промышленности, в сфере транспорта и в других областях".

Кто кому "скидочку"?

В переводе на доступный язык это значит, что речь шла о восстановлении показателей товарооборота Беларуси и России, который по результатам первого полугодия снизился более чем на 20%. Справедливости ради скажем, что белорусский экспорт в РФ уменьшился всего на 6%, что можно признать очень неплохим результатом в условиях экономического шторма, вызванного пандемией коронавируса. По оценкам Минэкономразвития РФ, падение ВВП России по итогам 9 месяцев 2020 года составило порядка 3,5%, то есть белорусские предприятия работали на российском рынке в достаточно сложных условиях.

Практика отношений с Россией требует интенсификации - Лукашенко

Вместе с тем импорт из России "просел" на рекордные 31%, однако это объясняется снижением объемов поставок российской нефти в Беларусь, что было характерно для первых 6 месяцев текущего года. Впоследствии сторонам удалось урегулировать вопросы ценообразования, а российский премьер-министр Михаил Мишустин заявлял о том, что РФ "не намерена терять торговлю с Беларусью". Сейчас происходит постепенное восстановление товарооборота, однако итоговые показатели с большой долей вероятности все же будут ниже, чем в 2019 году.

Иной важный вопрос – это цена на российский газ для Беларуси в 2021 году. Исходя из анализа существующих контрактов, можно с уверенностью утверждать, что условия поставок голубого топлива для нашей страны точно не ухудшатся. Это значит, что как минимум сохранится нынешняя цена в 127 долларов за тысячу кубометров газа.

При этом Минск традиционно настаивает на получении скидки, что в общем выглядит справедливо с учетом мировой конъюнктуры. Существует возможность решения данного вопроса как в рамках пяти государств ЕАЭС, так и в формате двусторонних отношений. Ожидается, что единый рынок газа ЕАЭС заработает в 2025 году, а проект соответствующего договора будет представлен к 2021 году, однако единые подходы по-прежнему не выработаны. Позиция стран – импортеров газа, то есть России и Казахстана, пока существенно отличается от точки зрения Беларуси, Кыргызстана и Армении.

Некие "ультиматумы" и какие-то последствия: что обсуждал Лавров в Минске?

Что касается двустороннего формата Союзного государства, то по данному вопросу недвусмысленно высказался посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев. По мнению российского дипломата, "если одна сторона запрашивает "скидочку" (в цене на газ - Sputnik), то и другая сторона вправе рассчитывать на подобный подход, на "скидочку" по тем или иным группам товаров".

Также российскую сторону интересует сближение налогового и таможенного законодательства и иные практически шаги "в направлении поддержки союзного строительства", от чего от чего "в принципиальном плане зависит глубина нашего взаимодействия".

Объективно говоря, Москва и Минск по-прежнему топчутся на месте и не могут решить, что первично – яйцо или курица, то есть сначала равнозначные цена на газ и нефть, а затем углубленная экономическая интеграция или наоборот.

Сложно, но возможно

В то же время на других направлениях белорусско-российского сотрудничества в хозяйственной сфере все-таки намечается определенный прогресс. В первую очередь речь идет о переориентации белорусского грузопотока из стран Балтии в российские порты. Здесь цели союзников в основном совпадают: Минск стремится наказать Литву за грубое вмешательство во внутренние дела Беларуси, а Москва, помимо аналогичных политических мотивов, заинтересована в развитии собственной инфраструктуры на Балтике.

Путин рассказал, каким может быть взаимодействие России и Литвы

Солидный дисконт от РЖД по идее должен компенсировать белорусской стороне потери вследствие отказа от наиболее удобного с точки зрения логистики маршрута на Клайпеду. Однако данный вопрос пока остается открытым, и в российском правительстве есть разные мнение на сей счет.

При этом сохраняется проблема белорусской собственности в литовском порту, где "Беларуськалию" принадлежит 30% терминала. Возможно, здесь появляется определенная ниша для пакетных договоренностей с РФ, где переориентацию грузопотока можно увязывать с нефтегазовыми расценками.

Также Беларусь заинтересована в продолжении переговоров с Россией о рефинансировании долговых обязательств, что может стать существенным подспорьем на фоне грозящих экономических санкций со стороны ЕС.

В общем Роману Головченко и Михаилу Мишустину есть над чем подумать в преддверии переговоров в очном формате. Будем рассчитывать, что хотя бы завершение нынешнего високосного года обойдется без нервного поиска "развязок" на уровне президентов. Оптимизм вселяет тот факт, что никаких существенных споров хозяйствующих субъектов между Беларусью и Россией в этот раз нет, а ранее подвергавшаяся сомнению задолженность за поставки российского газа признана и полностью погашена белорусской стороной.

*Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции