Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

Современные Олимпийские игры – это уже больше коммерческий проект, чем соревнования, считает призер Олимпиады-80 в стрельбе из лука Борис Исаченко.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В свое время имя брестчанина Бориса Исаченко было на слуху у многих жителей СССР. На Олимпиаде 1980 года в Москве он стал серебряным призером в стрельбе из лука. Но мало кто знает, что Борис Валентинович стоял у истоков зарождения в БССР такого вида спорта как стрельба из лука. За короткий срок брестчанин достиг успеха и стал в числе лучших сперва среди спортсменов СССР, а затем и мира, получив серебро на Олимпийских играх 1980 года.

Олимпиада-80 в Минске: редкие кадры подготовки к играм

В этом году исполнилось 40 лет со дня проведения Олимпийских игр в Москве. Sputnik.by встретился с олимпийским призером Борисом Исаченко и узнал, как он пришел в этот спорт, какова была цена серебряной медали и что отличало Олимпийские игры в Москве от всех последующих.

- В БССР стрельба из лука не была популярна. Почему и как вы пришли в этот спорт?

- До стрельбы из лука я перепробовал несколько видов спорта. Занимался шахматами, велоспортом, бадминтоном. А к стрельбе из лука привело в какой-то степени чтение. Я много читал, в том числе об исторических битвах, где были лучники. Поэтому, когда в 1971 году, проходя тогда стадиона "Спартак" (сегодня – "Динамо"), увидел соревнования по стрельбе из лука – меня это очень заинтересовало. И наряду со взрослыми спортсменами я увидел подростка примерно моего возраста. И он тоже стрелял. Я подумал: раз у него есть такая возможность, почему я не могу? Пытался найти возможность в Бресте заняться этим спортом. Но ничего такого на тот момент не было.

Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

А потом спортивный комитет БССР получил указ развивать стрельбу из лука. Для этого в разные города БССР приехали тренера из других республик, в которых этот спорт был развит. В Бресте развивать стрельбу из лука начал тренер из Львова Михаил Пузак. Я пришел к нему в секцию и начал заниматься.

- Легко ли вам давался этот вид спорта?

Конник Юрий Сальников: в олимпийской сборной завязалась дружба на всю жизнь

Первое время было трудно, потому что не хватало материальной базы. Тут не так, как в футболе: дал один мячик на всех – и идет тренировка. В этом спорте все индивидуально. Лук нужен был каждому для обучения. А по факту у нас был всего один учебный лук, и тот без стрел. Поэтому первое время нас учили больше теории. Только через три месяца у каждого появился лук и стрелы. Но к тому времени уже многим этот спорт оказался не интересен. Все хотели пострелять, а такой возможности первое время не было. В итоге в секции на тот момент осталось заниматься всего три человека, включая меня.

- Есть ли ограничения в этом виде спорта? Кто может им заниматься?

- По медицинским показаниям этим видом спорта можно заниматься с 11 лет. И больше как таковых ограничений нет, если позволяет здоровье. Тут не важна комплекция, рост, что бывает в других видах спорта. Но это и непростой спорт. Тут надо развивать физическую силу. Чтобы, к примеру, растянуть лук, надо прилагать 18 кг усилий. Но в целом этот спорт при желании и упорстве могут освоить многие.

Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

- Расскажите, как вам удалось оказаться в числе тех, кто представлял СССР на Олимпийских играх?

- У меня был довольно быстрый темп развития как спортсмена. В 1972 году я только начал заниматься стрельбой из лука. В 1975 году стал мастером спорта, а 1979 – уже спортсменом-международником. И меня пригласили в национальную сборную СССР. Но затем наступила конкуренция внутри команды. В сборной было 12 мужчин и 12 женщин. До Олимпийских игр в Москве на международные соревнования разрешалось выезжать 8 спортсменам по этому виду спорта: 4 мужчинам и 4 женщинам. А перед играми в СССР МОК решает расширить географию спортсменов и устанавливает правило не больше двух представителей в каждом гендере. В итоге в СССР провели ряд соревнований на высоком уровне и из 12 спортсменов-мужчин национальной сборной отбирали двух лучших. В итоге поехал я и мой коллега Владимир Ешеев, который на тот момент был номер один в СССР по стрельбе из лука. И на него возлагались надежды в получении медали.

Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

- Как вам удалось добиться успехов за столь короткое время? Любовь к спорту?

- От любви к спорту можно начать заниматься этим профессионально. Но в любом случае, пусть это банально звучит, но всегда на результат влияет труд. Это ежедневные тренировки, осваивание различной информации. Я много интересовался опытом других спортсменов. Отдых, дискотеки – это уходит на второй план. И таков путь профессионального спортсмена.

Владимир Парфенович: все три свои победы я увидел накануне Олимпиады-80

- Расскажите об Олимпийских играх в 1980 году. Легко ли было идти к победе, что тогда сложилось, что не сложилось?

- Соревнования по стрельбе из лука проходили 4 дня. И в течение двух дней я был вторым. А первым был мой коллега Владимир Ешеев. И лишь на третий день я вырвался в лидеры. Но уже дальше Владимир начал немного сдавать. Я по очкам солидно оторвался от второго номера. И на тот момент меня чуть ли не поздравляли с победой. Но в последний день соревнований на дистанции 30 метров начался дождь. А я стрелял в очках. Мне казалось, что из-за дождя я плохо вижу, куда стреляю. На самом деле под ограничитель растяжения лука попала вода. И ограничитель перестал щелкать. То есть я не слышал, что достаточно растянул до определенного момента, чтобы стрелять. И потому потянул изо всех сил... и немного не туда. Фин Томи Поколайнен за это время меня обыграл. И оставалось две серии после этого, во время которых можно было попробовать обойти соперника. Но и дальше немного не сложилось.

Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

Есть такое наблюдение, что если дождь закончился, обычно стрелы идут чуть выше, это надо учитывать. Перед Олимпиадой нам сказали во всем советоваться с тренерами, не принимать решение самолично, чтобы делить ответственность. И я хотел поднять прицел, чтобы стрелять чуть выше. Но мне сказали этого не делать. И несмотря на то, что я выстрелил чуть лучше соперника, мне не хватило трех очков до победы. В итоге – серебро.

- Как изменилась ваша жизнь после Олимпийских игр?

Статус повысился. По-другому начали смотреть, возникло пристальное внимание. То есть надо было держать марку. Стало больше уважения, соревнований и наград. Государственную награду вручал Брежнев лично.

- Олимпиада в 1980-е годы и Олимпиада сейчас - есть ощутимые изменения?

Тогда, во времена Олимпиады в СССР, был особый дух. Все горели делом. Все уважали друг друга…А потом пошла коммерция, появились спонсоры. И это изменило дух Олимпиады. Коммерция начала ощущаться во всем. Для сравнения: в СССР за второе место я получил 5 тыс. советских рублей, а сейчас за второе место платят $70 тыс. Сейчас соревнования идут не ради удовольствия, а ради денег.  Отсюда порой и ситуации доходят чуть ли не до драки.

Олимпийский призер 1980 года: "Сегодня Олимпийские игры потеряли атмосферу"

- Долгое время вы работали в качестве главного тренера Беларуси по стрельбе из лука. И сейчас продолжаете тренировать спортсменов. Чего сегодня не хватает для достижения высоких результатов в этом виде спорта?

- Нужны спортсмены прежде всего. У нас есть проблемы роста. Потому что сегодняшние спортсмены в национальной команде – 65-70%, тех, кто пришел еще, когда я был главным тренером. Они уже великовозрастные. В этом спорте нет возрастного ценза. Можешь стрелять, пока есть возможность и хочешь. Но в любом случае нужна "новая кровь". А она пока не заявила себя в полной мере. И для высоких результатов важно, чтобы и федерация этого спорта, тренера и спортсмены горели делом.

Читайте также: