Улетающего Мишки могло не быть: как создавалась музыка для Олимпиады-80

О том, как Михаил Боярский совершенно случайно записал песню о спорте, а Лев Лещенко на закрытии Олимпийских игр не узнал собственный голос - в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Не зря оргкомитет Олимпиады-80 поручал: в преддверии Игр советскую эстраду должна просто захлестнуть волна песен о спорте.

Ни одно масштабное спортивное событие не обходится без музыки, поэтому к звуковому сопровождению московской Олимпиады подошли серьезно. Тематику песен контролировал лично заместитель председателя оргкомитета Владимир Попов, он же – экс-заместитель министра культуры СССР.

"Олимпийка", штроксы и ветровки: как Олимпиада-80 изменила моду в СССР

Олимпийские игры в Москве состоялись сорок лет назад, но многие ее песни популярны до сих пор, причем настолько, что строчки из них навсегда засели в нашей памяти и даже превратились в афоризмы: "Одержимость – путь к победе", "В спорте надо жить ярко, надо побеждать честно…"

Что и как пели на Олимпиаде-80 выясняла корреспондент Sputnik Данара Курманова.

Мишка не хотел лететь

Одной из визитных карточек Олимпиады стала песня "Герои спорта" в исполнении Муслима Магомаева, и авторы хита – Александра Пахмутова и Николай Добронравов, - кажется, сделали его припев своим творческим девизом: "Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена".

Накануне Игр Пахмутова и Добронравов установили собственное достижение – именно их песни звучали по радио и телевидению чаще всего. София Ротару исполняла их стремительный шлягер "Темп", Муслим Магомаев – "Стадион моей мечты", а Лев Лещенко тем временем срывал овации с песней "Старт дает Москва".

На дворе – 1979 год, и о том, что очень скоро Александра Пахмутова предложит ему хит на все времена, Лев Лещенко даже не догадывается.

Изначально легендарная песня "До свиданья, Москва" должна была называться чуть длиннее – "До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес". Но в связи с войной в Афганистане западные страны решили бойкотировать Олимпиаду в Москве, и советские власти решили изменить характер песни: пусть это будет просто доброе прощание с Играми.

Но и здесь не обошлось без эксцессов. Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали песню об улетающем Мишке, и некоторым членам оргкомитета такая версия не понравилась: настоящие медведи ведь не летают!

К тому же огромная кукла-медведь, сделанная к церемонии закрытия, долгое время не хотела взлетать вертикально и парила на боку. Ситуацию исправили многочисленные воздушные шары, привязанные к лапам Мишки. Теперь медведь взлетал, как надо, и у оргкомитета не было вопросов: символ Олимпиады улетает благодаря шарикам, все в порядке.

Улетающего Мишки могло не быть: как создавалась музыка для Олимпиады-80

Однако Пахмутова и Добронравов уже не были уверены, что песня прозвучит на закрытии Игр, поэтому, предлагая ее Льву Лещенко, заранее предупредили: неясно, что ждет "Ласкового Мишу" в дальнейшем. В результате артист и вовсе о ней забыл.

"Когда на закрытии включили эту песню, я сначала даже не узнал свой голос, так это было неожиданно, - поделился своими воспоминаниями Лев Лещенко со Sputnik. – Я ведь записал ее два месяца назад. Конечно, потом я себя узнал, а на первых тактах просто не понял, что это – та песня. Естественно, я порадовался, но не более того. Никто не ожидал, что эта песня потом станет такой знаковой. Когда я ее записывал, вообще думал: ну песня и песня, прикладная песня к Олимпиаде, там же много песен звучит. Но она до сих пор остается с нами, и не только поколение, заставшее Олимпиаду, ее любит.

Я часто исполняю ее с молодыми артистами – с Алсу, например, или Бастой. Почему молодая аудитория эту песню так хорошо воспринимает? Я думаю, она, во-первых, неформальная, добрая, в ней особый смысл – отношение к земле, к общечеловеческим ценностям. А во-вторых, все еще живо в памяти, родители до детей свое эмоциональное состояние донесли, плюс недавняя Олимпиада в Сочи, где Мишка тоже присутствовал, сыграла свою роль".

Успеть все

Надолго запомнилась публике и другая песня – "Олимпиада-80", написанная Давидом Тухмановым на слова Роберта Рождественского. Исполнил ее эстонский артист Тынис Мяги, на следующий же день после премьеры он проснулся знаменитым. С посвящением Олимпиаде певец даже вышел в финал фестиваля "Песня года".

А бессменная участница этого конкурса Алла Пугачева к началу Олимпиады уже находилась на пике славы. Незадолго до Игр, в марте 1979 года, вышел еефильм "Женщина, которая поет", а буквально через два месяца певица дала совместный концерт с Джо Дассеном – в честь открытия гостиницы "Космос".

Но, несмотря на насыщенный график в связи с Олимпиадой, Алла Пугачева успевала еще и учиться. В Музее современной истории России до сих пор хранится программа концертов Пугачевой, проводившихся в Театре эстрады специально для иностранных гостей Олимпиады. Как рассказывают в музее, именно эту программу Алла Пугачева сделала темой своей курсовой работы, ведь она тогда училась на четвертом курсе ГИТИСа.

Улетающего Мишки могло не быть: как создавалась музыка для Олимпиады-80

Ритмы Олимпиады

Пока туристы ходили на концерты, простые советские жители могли посмотреть на любимых артистов в двух телепередачах – "Здравствуй, Олимпиада!" и "Ритмы Олимпиады".

Особенно зрителям запомнился клип "Олимпийская шуточная" с Михаилом Боярским. В нем актер сыграл роль безнадежно влюбленного мужчины, который решает стать спортсменом, чтобы девушка обратила на него внимание в разгар Олимпиады. Советской публике клип пришелся по душе еще и потому, что в нем явно прослеживались отголоски "Трех мушкетеров" - герой Боярского носит голубой костюм и учится фехтовать, правда, в отличие от Д`Артаньяна, не слишком успешно.

Как рассказал Sputnik сам Михаил Боярский, "Олимпийскую шуточную" он записал совершенно случайно.

"Это было время Олимпиады, и передача, которая была посвящена спортивным песням, мне предложила: "Сможешь эту песенку спеть?" Я согласился, и записали мы ее буквально за один день. Клип тоже сняли очень быстро, буквально за несколько часов, в Санкт-Петербурге, на стадионе, на Петровском".  

Еще в телепрограммах часто выступали ансамбли – ВИА "Пламя", "Цветы", "Голубые гитары", "Поющие сердца", "Арай".

Солистка ансамбля "Арай", певица Роза Рымбаева рассказала Sputnik, что отбор на телевидение был жестким.

Улетающего Мишки могло не быть: как создавалась музыка для Олимпиады-80

"Когда мы узнали, что есть в списке, конечно, испытали радость. Мы же понимали, что не каждый коллектив туда попадал. Время тогда было другое, поэтому специально к выступлениям нам костюмы никто не шил, выступали в том, что у нас есть. А еще нужно было выступать на концертных площадках по всей Москве, и мы только успевали перемещаться и настраивать звук. И это была особая атмосфера: Олимпиада, скопление туристов, концерты и мы, исполняющие песни советских композиторов".

Читайте также: