Пресс-центр

Как инклюзивный семейный театр живет во время пандемии

Специалисты из Минска, Еревана и Тбилиси рассказали о новых тенденциях в лечении особенных детей и поделились своим опытом, как организовать онлайн-занятия в условиях пандемии коронавируса.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

МИНСК, 1 июн – Sputnik. Труппа Семейного инклюзив-театра "i" готовится к выпуску онлайн-спектакля, об этом в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь сообщила художественный руководитель театра Ирина Киселева.

О том, как организовать для ребенка интересные занятия во время самоизоляции, в ходе онлайн-конференции "Развитие творческих способностей у детей в условиях пандемии" рассказали художественный руководитель Семейного инклюзив-театра "i" Ирина Киселева (Минск), основатель проекта "Инклюзивная семья в Армении" Анна Григорян и клинический психолог и специалист по развитию детей с особенностями Анаит Айказуни (Ереван), основатель благотворительного фонда "Серафим" Лия Сергеева и директор Центра интегративной медицины Miraculum Андрей Максимов (в Тбилиси).

Как Sputnik Беларусь дарил радость своим юным друзьям из театра "i"

Работа с нетипичными детьми

В первую очередь участники пресс-конференции обсудили методики лечения детей с психофизическими особенностями, которые существуют сейчас, и влияние на них карантинных мер.

Как рассказал Андрей Максимов, в Москве недавно закончилась международная конференция "Аутизм. Вызовы и решения". Она проходила в онлайн-формате, что позволило привлечь множество лучших умов со всего мира. Директор Центра интегративной медицины вкратце рассказал, что нового на ней озвучили.

Аутизм насколько переплетенное и сложное понятие, что одному специалисту разобраться невозможно. Поэтому доминирующая роль в лечении особенных детей во всем мире постепенно переходит к мультидисциплинарной команде врачей. В нее входят биолог, гастроэнтеролог, иммунолог, эндокринолог, педиатр, вплоть до стоматолога. Они разрабатывают совместный протокол, который позволяет преодолевать эту патологию.

Роль центра работы с детьми переходит от педиатров к нейропсихологам. Он изучают строение мозга ребенка, понимают, какие зоны у него заторможены, а какие наоборот гиперактивные. В зависимости от этого составляется индивидуальный протокол реабилитации и обучения.

Россия выделит 2,5 млн долларов на инклюзивное образование в Беларуси

Вводятся услуги одного окна. Для психики ребенка губительно, когда его возят по всему городу к разным специалистам, поэтому более разумный вариант – создание для таких детей многофункциональных центров, где можно получить все необходимые услуги.

Среда в подобных центрах должна быть ориентирована на детей с психофизическими особенностями – вплоть до цвета стен. Не должно быть видно, что это больница.

Онлайн-занятия не заменят обычные

В странах, где был введен карантин из-за пандемии, закрылись и реабилитационные центры для детей. Во многих случаях психологи были вынуждены налаживать работу со своими подопечными дистанционно.

"Сама, как создатель реабилитационного центра, всерьез задумалась над тем, что нужно расширять границы и взаимодействовать с нашими маленькими подопечными в том числе и в онлайн-формате. Родители и дети должны иметь доступ к специалисту вне зависимости от территориального нахождения, да и никто не знает, что нас ждет дальше, будут ли еще эпизоды самоизоляции", – отметила специалист по развитию детей с особенностями основатель благотворительного фонда "Серафим" Лия Сергеева.
Их не берут ни в сады, ни в школы. Как жить с ментальной инвалидностью?

При этом участники пресс-конференции сошлись во мнении, что занятия по скайпу, зуму и любой другой платформе в полной мере не могут заменить обычные уроки.

"Я как психолог очень внимательно все эти дни изучала, как проводят онлайн-занятия разные центры и специалисты. Очень многие дети, которые даже социализированные в обществе, не могут восполнить все свои потребности во время этих занятий. Так что мы можем однозначно сказать, что онлайн-занятия не могут компенсировать то, что было до этого", - поделилась своими наблюдениями специалист по развитию детей с особенностями Анаит Айказуни.

Как инклюзивный семейный театр живет во время пандемии

При этом психологи нашли выход. Они сделали акцент на работе с родителями, ведь ребенок питается от них энергией. А когда папа с мамой эмоционально закрыты, в этот период и ребенок сам будет чувствовать тревогу.

В самоизоляции находились и до пандемии

Спикеры обратили внимание, что многие родители с детьми, имеющими особенности психофизического развития, находятся в самоизоляции всю свою жизнь.

"Ты выходишь на детскую площадку с сыном и слышишь "убери своего урода", врач отказывается осматривать ребенка, потому что он не говорит, множество друзей перестают с тобой общаться, потому что у тебя совершенно другая ситуация в семье, не как у них. Мы жили, по сути, в тяжелейшей самоизоляции, пока не нашли людей, которые нам помогли, сообщество, которое трудится, чтобы развивать детей", – пояснила основатель проекта "Инклюзивная семья в Армении" Анна Григорян.

Во время пресс-конференции руководитель Семейного инклюзив-театра "i" Ирина Киселева высказала интересное мнение, что пандемия нам дана, чтобы мы поняли, каково семьям с аутизмом, которые находятся в этой социальной изоляции многие годы. Буквально несколько лет назад люди, которые звонили в этот белорусский театр, боялись выйти с ребенком из четырех стен.

Как инклюзивный семейный театр живет во время пандемии

"Однако сейчас ситуация изменилась благодаря различным конференциям, спектаклям, а также журналистам, того же Sputnik, которые не боятся сложных тем и помогают избавиться от страха, присутствующего у семей с нетипичными детьми", – отметила она.

Свои среди чужих: как человеку с аутизмом быть принятым обществом

Спектакль в формате 3D

По словам Киселевой, семейному театру было сложно адаптироваться к новым условиям. На то, чтобы понять, как перейти в онлайн-формат, ушло порядка двух недель. Были организованы группы актерского мастерства и индивидуальные занятия с психологами. Однако до сих пор наладить тесный контакт, который был раньше между актерами, не получилось.

"Даже те, кто был социализирован и легко участвовал в спектаклях на публике, не смогли перейти в онлайн. Сейчас из 43 детей с аутизмом занимается лишь 10", – отметила художественный руководитель Семейного инклюзив-театра "i".

К Международному дню защиты детей актеры прочитали стихотворение на камеру, также театр сейчас продолжает готовить спектакль "Рони, дочь разбойника". Его планируют показать в сентябре в интернете.

"Премьера этого спектакля в обычном режиме должна была состояться 15 мая. С учетом ситуации мы решили поменять формат. Мы хотим вывести детей на сцену и снять 3D-спектакль. Смотрим на это позитивно – максимальный зал, где мы участвовали, был рассчитан на 1000 зрителей, в онлайне нас смогут увидеть больше", – уточнила Киселева.

В семейном инклюзив-театре "i" участвуют дети и взрослые, любители и профессиональные актеры, у части из них – аутизм. За четыре года своего существования театр показал 41 спектакль, два из них – по сценарию юных актеров. В общей сложности их выступления посетили более 16 200 зрителей.