Коронавирус распугал клиентов магазинов, крупных торговых центров и заведений общепита. Меньше покупателей стало и на столичных рынках.
"Даже цветы на кладбища не покупают, хотя Радуница на носу", – докладывают обстановку словоохотливые продавцы.
Подробности о том, как обстоят дела у предпринимателей на Экспобеле и Комаровке, читайте в репортаже корреспондента Sputnik Ирины Букас.
Предложение выше спроса
Вход на рынок "Экспобел" утопает в цветах. Правда, в искусственных, кладбищенских: продавцы ритуальных товаров традиционно активизировались перед Радуницей. Выбор огромный, а клиентов нет. Торговцы греются на солнце, курят и безразлично рассматривают прохожих. В этом сезоне предложение выше спроса.
"По сравнению с тем, что было в прошлом году, просто стоит рынок. Целый день не продаю цветы, а просто распариваю, чтобы на витрину выставить. Покупателей практически нет – ни оптовиков, ни розничных. Все хотят подешевле. Даже про самые дешевые цветы спрашивают и просто идут дальше смотреть еще что-то более дешевое", – безрадостно рассказывает продавец Инна.
Казалось бы, для продажи искусственных цветов сейчас самый сезон – скоро Радуница. "Но они никак не продаются. Никому ничего не нужно. Рынок умирает совершенно. Никакой торговли. Аренду, налоги никто не отменял, поэтому расходы колоссальные, а доходов нет", – констатирует женщина.
Аренда боксов привязана к курсу евро, администрация рынка цены не снизила. "Только дороже стало, потому что курс валюты вырос. Предпринимателям стало выживать еще сложнее", – признается продавец.
По словам Инны, ситуация с одеждой еще плачевнее. Чтобы убедиться в ее словах, даже ходить далеко не надо.
Заначек нет, поэтому ходим на работу
Ряды, где продают одежду и обувь, почти пустые. Продавцы сбиваются в стайки и обсуждают последние новости из интернета, чтобы хоть как-то развеять скуку.
"Число заболевших можно на десять умножить. Тут не знаешь, где можешь заразиться – на рынке или в транспорте", – экспертно заявляет молодая блондинка.
"Да что ты говоришь! Не знаешь что ли, что президент наш коронавирус отменил", – со смехом парирует женщина постарше.
Правда, смех сразу утихает, когда представляюсь журналистом. "Ничего мы вам говорить не будем", – запаниковали местные эксперты по коронавирусу, бросившись врассыпную.
Зато не против поговорить продавец белья Марина.
"Ряды абсолютно пустые, сидим вот, общаемся друг с другом. Как платить налоги, аренду и зарплату – непонятно", – признается она.
У многих работа на рынке – это единственный источник дохода. "Заначек никаких нет, а дома дети, которых надо кормить, у кого-то кредиты. Поэтому ходим на работу. Маски надели – и вперед. Выручка ноль в день в последний месяц – это уже норма", – говорит предприниматель.
Ко всем прочим бедам добавилось то, что администрация "Экспобела" с апреля подняла стоимость аренды. "Получается 100-115 рублей с точки и больше. Но мы пока не паникуем. Это бесполезно, все равно ничего не поменяется. Чего-то ждем, а чего ждем – не знаем, кроме нормализации ситуации в стране и во всем мире", – поделилась Марина.
Она следит за новостями и рекомендациями медиков. "Маску ношу просто для того, чтобы не занести себе грязными руками инфекцию. Просто чтобы лицо не трогать. Работать надо, было бы с кем. Иначе мы просто не выживем", – озвучивает мрачный прогноз ИП.
Мрачное спокойствие и крик отчаяния
Пройти по рядам некогда людного рынка сейчас проще простого. Здесь сейчас гуляют только редкие посетители, голуби и ветер. "Клиентов почти нет даже в субботу и воскресенье. В будние дни вообще можно полдня просидеть, и никто не пробежит", – делится наблюдениями продавец парфюмерии Людмила.
Говорит, на рынке сейчас все по инерции работают. "Пока какие-то ресурсы есть, но что будет в следующем месяце, страшно даже загадывать. Аренду я на пару дней задержала, так мне опечатали киоск. А сейчас вот налоги надо будет платить до 22-го числа", – вздыхает она.
Женщина обращает внимание, что на многих киосках висят объявления о сдаче или продаже. Только непонятно, кому их сдавать и продавать – предприниматели съезжают.
"Я вообще пенсионерка, мне проще. А вот что будут делать люди, у которых на рынке единственный заработок… Ситуация очень тревожная, чтобы не сказать страшная. Мало того, что боишься заболеть – а тогда уже будет все равно, есть работа или нет работы. Плюс ко всему, и жить за что-то надо. У нас же только начало", – заключила она.
В поисках тех, кто съезжает, прямо возле доски объявлений встречаю мужчину. Он представляется предпринимателем Дмитрием и эмоционально описывает ситуацию.
"Становится только хуже. Навстречу никто здесь не идет и идти не собирается. Мало того, выдумывают какие-то непонятные вещи, чтобы больше денег с предпринимателя содрать. Например, за электричество в месяц за закрытый контейнер начисляют по 200-250 рулей. Администрация объясняет это тем, что сумма делится на всех владельцев боксов, независимо от того, работаешь ты или нет. Я даже за электричество в своем большом частном доме зимой никогда такие суммы не платил!" – заверяет он.
Мужчина считает, что это ненормальный подход при нынешнем положении вещей, когда клиенты не идут.
"А если пытаешься говорить с руководством, тебе просто говорят: "Не надо? Свободен". Но чтобы съехать с контейнера, условия жесткие. В этом случае ты платишь аренду за два месяца. Чтобы уйти, ты должен расстаться с деньгами. Так они удерживают здесь людей", – объясняет ИП.
К доске объявлений он пришел, чтобы выставить свой контейнер на продажу.
"Но я знаю, что его никто не купит", – махнув рукой, говорит Дмитрий и отворачивается, чтобы приклеить листок на стену.
"Что надо? Подходи, выбирай!" – зазывает к себе продавец восточной наружности.
"Я не клиент, журналист. А расскажите что у вас с продажами?" – обращаюсь к нему.
"Ой, да очень ты говоришь, милая, какие продажи? Закрываться будем – людей нет", – отвечает мужчина, прячась от камеры в боксе.
Настроения на рядах "Экспобела" упаднические по вполне объективным причинам. Впрочем, как и в торговых центрах.
Спасают постоянные клиенты
Есть предположение, что с продажей еды дело обстоит веселее. Чтобы проверить его, еду на Комаровский рынок. Война – войной, а кушать хочется всегда. Тем более, на рынке продукты зачастую дешевле, чем в супермаркетах, и однозначно более свежие.
На рыбном ряду пусто, но продавцы уверяют, что продажи особо не упали. "Да, немножко людей стало меньше, на процентов 8-10. Но я просто уже много лет работаю, у меня постоянных покупателей много. Рыбы поставки есть, а покупатель как шел на рынок, так и идет. Поэтому не скажу, что все плохо. Я не страдаю", – улыбается продавец рыбы и морепродуктов Наталья.
На вопрос, не страшно ли работать в такое время, женщина бойко отвечает: "Я даже маску не ношу, потому что у меня большое расстояние до покупателей. Тем более, здесь улица, воздух хорошо циркулирует. Но вот перчатки надеваю, антисептиком пользуюсь. Мы тут вымываем, вытираем все. Соблюдаем правила гигиены – это элементарно", – констатирует она.
Ряды с фруктами тоже ощутимо опустели. Обычно здесь даже в будний день после обеда немало посетителей. "В связи с коронавирусом меньше стало людей. Если приходят, то в масках, перчатках – предохраняются. Соответственно, и покупать стали меньше, и цены некоторые поднялись. У нас, кстати, лимоны есть. По 12 рублей – еще по-божески. Но все равно приходят покупатели и возмущаются, обвиняют, что мы наживаемся. Со своей стороны мы ничего сделать не можем, потому что закупка дорогая идет. Поставщики цены задирают, а люди нам высказывают свое мнение. Приходится терпеть и объяснять ситуацию", – рассказала Светлана.
По ее словам, рынок сейчас держится на постоянных клиентах. "Если бы не они, очень мало продаж было бы. Дальнейшая судьба нас всех зависит от решений государства: будет карантин введен или нет. Я согласна с тем, что сказал глава государства: если нас посадить на карантин, что мы кушать будем? У нас зарплаты в стране, к сожалению, такие, что невозможно на несколько месяцев сесть на карантин. У людей нет надежной подушки безопасности", – считает девушка.
Овощные ряды также переживают не лучшие времена. Там мало не только покупателей, но и продавцов. Нелли не первый год торгует здесь, поэтому может оценить ситуацию.
"Ряды, конечно, пустеют. Если раньше у нас на рядах было 15-20 продавцов, то сейчас – пять-шесть. У меня постоянные покупатели в основном. С этим коронавирусом покупатели берут картошку в большем объеме. Если брали по 3-5 килограммов, сейчас берут по 10. Продажи у меня идут, я не жалуюсь", – говорит она.
Некоторые клиенты не хотят ехать на рынок, поэтому заказывают доставку. "Мы развозим, это востребовано. Я даже думала, что прошлые выходные отработаю – и все, больше не выйду. Но как-то смотрю, люди есть, поэтому сегодня приехала", – объясняет женщина.
Говорит, что все продавцы немного волнуются из-за коронавируса. "Но тут стоять в маске тяжело. Товар грязный, где-то дотронешься – надо сразу ее менять. Вообще я только за своих дочерей переживаю, а так чувствую себя вполне спокойно", – призналась Нелли.
Стратегическое сало
На крытом рынке людей не так много, как обычно. Но они все-таки есть. Выбирают, прицениваются, что-то покупают. Мужчина, торгующий творогом, бойко зазывает: "Смотрите, свежий, вкусный!" Правда, разговоры разговаривать он не готов – отправляет к супруге Жанне, которая сидит рядом.
"Покупателей меньше стало. Мы два раза в неделю работаем, и то заметили. Наверное, вирус людей распугал. Хотя люди более-менее спокойны. Наверное те, кто не спокойны, просто перестали ходить на рынок, вот и все", – предположила она.
Продавцы на рынок приезжают. В выходные все места заняты. "В будние людей всегда поменьше. Постоянные покупатели приходят, но не ко всем. Некоторые звонят продавцам и предупреждают, что не придут, потому что боятся. Про доставку мы не думаем, не настолько давно работаем еще. Это накладно. Нам 130 километров до Минска доехать и еще по Минску поездить – влетит в копеечку. Но некоторые продавцы согласны возить", – рассказала женщина.
На рядах с кондитерскими изделиями поток людей, пусть и небольшой, тоже есть. "К нам люди приходят сладеньким стресс заедать", – смеется одна из продавщиц в маске и в медицинских перчатках.
На мясных рядах люди тоже есть. Ходят по одному, соблюдая дистанцию значительно больше рекомендованного администрацией Комаровки одного метра.
"Людей меньше, может, из-за болезни этой, может, из-за финансовых трудностей. Не знаю. Люди самоизолировались. Хотя каждый, кто проходит, кусочек сала возьмет – стратегический продукт, – смеется Тереза. – Колбасу вот меньше стали брать – она дороже. Это без новой блузочки можно обойтись, а без еды никак", – говорит продавец, натирая кусочек "стратегического продукта" чесноком.
Говорит, что все это с коронавирусом затянется до мая, а потом будет еще вторая волна. "Но я думаю, справимся. Главное – соблюдать все, что сказано. И гигиену поддерживать, и скоплений людей избегать. И все нормально будет", – спокойно отмечает она.
У продавцов на мясном ряду места проплачены до конца апреля, а что будет дальше, люди не загадывают. "Если никого тут не будет, то смысла нет стоять. Надо же и место отбить. Аренду нам пока не снизили. Наоборот, по-моему, даже рублей на 50 подняли. Но нам проще, пенсионерам, можем немного дома посидеть. А как молодым? Работать-то надо", – заключает Тереза.
Кажется, эти люди не пропадут. Даже если покупателей совсем не станет, у них останутся продукты, которые на сегодняшний день ценятся не меньше денег. Если не больше.
"И мы не пропадем", – думала я по дороге с рынка, прижимая к себе тщательно завернутый в бумагу ароматный кусочек сала.
Читайте также:
- КГК: в аптеках нет масок, цены на лимоны подскочили в 3 раза
Клиентов нет, ИП уходят: как коронавирус повлиял на работу популярных ТЦ