По выходным дням в театр отправляются самые маленькие зрители с папами и мамами, с дедушками и бабушками. С точки зрения семьи — это очень правильное решение. С точки зрения театра — работать для такой публики очень непросто. Зрительный зал надо захватить и предложить ему зрелище, одинаково интересное для всех возрастных групп.
Из свежих спектаклей с удовольствием выделю два: "Дюймовочку" в Театре кукол и "Муху-Цокотуху" в ТЮЗе.
В первом случае это второе пришествие в наше кукольное царство молодой команды из Санкт-Петербурга. Обычно наш лидер театра кукол Алексей Лелявский ставит спектакли в северной российской столице, и эти его спектакли путешествуют по фестивалям. Некоторое время назад Лелявский пригласил в наш Государственный театр кукол молодого режиссера Екатерину Ложкину-Белевич. Она поставила у нас "Тутта Карлссон. Первая и единственная". Успех был огромный. Sputnik писал об этом спектакле. Недавно приглашение повторилось, потому что молодой и талантливый мастер умеет работать для самых маленьких зрителей. Ложкина-Белевич приехала со своей постановочной командой делать "Дюймовочку".
"Дюймовочки" были во всех наших театрах. Это сказка Ганса Христиана Андерсена и сегодня идет в Минском театре юного зрителя. У кукольной истории своя оригинальная версия. Ее с трудом можно называть "Дюймовочкой". Главная героиня здесь действительно крохотная девочка, выросшая в цветочном горшке из ячменного зерна.
Датский сказочник писал свои истории не только для детей, но и для взрослых. Он заложил в сказку мысль о поисках своего места в жизни. Согласитесь, что малышам думать об этом рановато. Питерские постановщики предлагают жанр "роуд-муви", что обозначает путешествие по дороге, которая нас меняет. В этом путешествии немного не хватает сказочности, но больше бытовой жизненной трезвости.
Девочка добрая, отзывчивая, красивая. Каждый хочет ее заполучить в подружки или жены, поэтому весь спектакль звучит слово "моя". На сцене городские высокие дома. Люди в черном и сказочные животные: жабы, майские жуки, полевая мышь, крот — тянут ее к себе. Когда сказочный эльф дарит ей крылья стрекозы и спрашивает имя, девочка отвечает: "Моя". С этого момента ее имя Майя.
Сегодня многие взрослые и детские театры стремятся стереть границы между залом и сценой, втянуть зрителей в сотворчество. Это называется интерактивный театр. К сожалению, в помещении Театра кукол это невозможно, в отличие от ТЮЗа.
Тюзовская "Муха-Цокотуха" со стихами Корнея Чуковского — музыкальная сказка-фантазия — тоже очень отличается от первоначального сюжета. В ней мало слов и много выдумки и озорства. Многократно варьируются строчки о том, как "муха по полю пошла, муха денежку нашла", купила самовар и пригласила друзей-букашек на праздник. Детишки не только подсказывают артистам строчки, но и начинают принимать участие в спектакле.
Режиссер Анна Козлова так выстроила зрелище, что артисты общаются не столько друг с другом, сколько с залом. Кузнечик (Андрей Коломиец) сорвется со сцены, допрыгнет до последних рядов и поможет малышам нарисовать на доске подарки для Мухи. Бабочка, Блоха и Божья коровка будут бороться за внимание зрителей — кто из них красивее и чей подарок лучше. Комарик — не хилое кусачее существо, а крепкий парень, что постоянно опекает Муху. Паук — не старичок, как в сказке, а капризный и трусоватый наглец с мотоциклом. Таракан — силач и лидер в коллективе сказочных насекомых. Муха-Цокотуха (артистка Екатерина Крылова) – девушка обидчивая, неуверенная в себе, очень скромная, нуждающаяся в защите.
В результате все эти ожившие сказочные существа не только "заводят" зал песнями и танцами, удачной музыкой артиста Геннадия Гаранского и пластикой Ольги Скворцовой. Они завоевывают детей примером, как надо дружить, помогать, защищать и ничего не бояться. Ни тени назидательности и нравоучения. Весело, легко, увлекательно.
Жалко, что спектакль играется только раз в месяц, но на него еще можно успеть купить билет на 31 марта. Берите детей и вперед, в театр.
Читайте также на Sputnik:
- Почему стоит смотреть "Мою маленькую чародейку" и при чем тут Булгаков
Театр детской радости: о спектакле "Восемь чувств, или рождение человека"
- Новогодний спектакль, который вы просто обязаны посмотреть с детьми