Живут надеждой: чего ждать от очередной встречи в Минске по Донбассу?

Ближайшее заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе пройдет в Минске 18 декабря. Удастся ли достичь прекращения огня? Ситуацию анализирует колумнист Sputnik Александр Шпаковский.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

На днях министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что на ближайшем заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию конфликта на Донбассе, которое пройдет в Минске 18 декабря, должны быть приняты "знаковые решения".

Саммит в "нормандском формате": переговорная "ничья" и дата новой встречи

По всей вероятности, речь идет о воплощении договоренностей, достигнутых в ходе недавней встречи "нормандского формата" в Париже с участием лидеров России, Франции, Украины и Германии, однако существуют обоснованные сомнения в реальной готовности и способности сторон двигаться по пути достижения мира.

Шаг вперед, два назад

По итогам переговоров в Париже было принято соответствующее коммюнике, в котором в крайне сдержанных дипломатических формулировках был зафиксирован ряд положений, часть из них необходимо выполнить до конца 2019 года. В частности, речь идет об имплементации режима прекращения огня, а также освобождении и обмене удерживаемых лиц, связанных с конфликтом, по формуле "всех на всех". Кроме того, в формате ТКГ необходимо в течение 30 дней выработать договоренности о новых пунктах пропуска через линию разграничения.

Существенным минусом прошедших переговоров можно назвать тот факт, что сторонам не удалось достичь соглашения о разведении сил и средств на линии огня, хотя ранее подобные цели заявлялись. По факту сроки разведения на трех оговоренных участках фронта сдвинуты на март 2020 года, а боевые действия продолжаются, что сопровождается потерями в рядах ВСУ, воинских формирований ДНР/ЛНР и среди гражданского населения.

Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что "конфликт уже привел к гибели 13 тысяч человек, каждую неделю появляются новые жертвы, поэтому война на Донбассе является открытой раной на европейском континенте".

С 2015 года речь больше не идет о крупномасштабных военных операциях, конфликт характеризуется вооруженным противостоянием малой интенсивности, однако в направлении мира продвинуться не удалось. И очевидно, что существуют силы, всячески препятствующие процессу политического урегулирования.

Евродепутат: для решения конфликта в Донбассе нужна объективная картина

Например, на Украине на протяжении нескольких месяцев проходят акции протеста против "предательства национальных интересов", организованные сторонниками Петра Порошенко, партиями "Свобода" и "Национальный Корпус", а также другими националистическими силами.

В своих миротворческих инициативах Зеленский и его неоднородное окружение должны постоянно оглядываться на собственный тыл, где хозяевами улицы остаются радикальные элементы, поэтому позиция официального Киева в переговорах по Донбассу напоминает бальные танцы, когда "шаг вперед и два назад". 

Более того, говоря об ожиданиях от предстоящей "знаковой встречи" ТКГ в Минске, министр иностранных дел Украины употребил ненадежную смысловую конструкцию "я надеюсь", то есть, даже по дате предновогоднего прекращения огня и обмену пленными у украинской стороны нет полной уверенности.

Надежда умирает последней

Вместе с тем, не только Украина, но и непризнанные республики ДНР и ЛНР являются сторонами конфликта, поэтому их позиция также заслуживает определенного внимания.

Брифинг по итогам встречи депутатов ПАСЕ с представителями ДНР и ЛНР

Между тем, представитель ЛНР в контактной группе Владислав Дайнего тоже не высказывает абсолютной уверенности в итоговом результате, отмечая, что "нормандский саммит дал надежду" на продуктивную работу в рамках ТКГ, но не более того. Тем не менее, представители республик не выражают антагонизма по вопросу обмена удерживаемыми лицами и прекращения огня, что позволяет рассчитывать на достижение позитивного результата в случае отсутствия эксцессов со стороны Украины.

Камень преткновения – вопрос о контроле над границей, который Киев желает получить "здесь и сейчас", а республики Донбасса и Россия настаивают на том, что это возможно лишь после проведения выборов и обеспечения особого статуса региона в составе Украины. Все эти меры предусмотрены Минскими соглашениями, которые, однако, не регламентируют порядок их реализации, отсюда возникают различные интерпретации вокруг первичности "буквы" или "духа" договоренностей.

Подобные предположения не лишены логики, так как события последних месяцев наглядно продемонстрировали не только слабую управляемость военных формирований националистов со стороны украинской власти, но также зависимость Зеленского от мнения радикалов.

Поэтому, с учетом сложившейся обстановки, даже малые шаги по прекращению огня и обмену удерживаемыми лицами в преддверии наступления Нового года и рождественских праздников станут знаковыми достижениями предстоящего заседания ТКГ в Минске. К сожалению, стопроцентной уверенности в достижении успеха пока нет, поэтому неравнодушным людям остается только надеяться – как это делают министр иностранных дел Украины Пристайко и другие вовлеченные лица.

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции