Фото

Елизарьев перезапускает балет, за который его благодарил Папа Римский

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В воскресенье, 8 декабря, на сцене Большого театра Беларуси состоится премьера авторской редакции балета Андрея Петрова "Сотворение мира".

Со дня премьеры в 1976 году спектакль имел ошеломительный успех. Более четырех лет его не было в репертуаре Большого. И когда художественный руководитель Валентин Елизарьев вернулся в театр, у него не однажды спросили, когда на сцене снова появится легендарное "Сотворение".

Валентин Елизарьев обещает Вальпургиеву ночь

"Театр попросил меня сделать новую редакцию и восстановить этот балет. Я относился с большим пиететом к композитору Андрею Петрову, был с ним в дружеских отношениях до самого его ухода в 2006 году. Клавир "Сотворения мира" с его напутствием до сих пор в моем рабочем кабинете", – рассказывает Валентин Елизарьев.

За день до премьеры корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич побывала на генеральном прогоне новой редакции балета. Зал был практически полон, но Валентин Елизарьев сел за режиссерский пульт в свой неизменный девятый ряд и лаконично сказал: "Это же репетиция".

Карикатуры и летающий Барышников

Балет "Сотворение мира" был написан композитором Петровым, которого публика знает больше как автора музыки к кинофильмам "Служебный роман" или "Осенний марафон",  в 1971 году.

Такому странному факту, как появление спектакля на библейский сюжет во времена махрового атеизма, мы обязаны карикатурам французского художника Жана Эффеля. У любимого в СССР француза, симпатизировавшего социализму, была своя, ироничная, версия сотворения мира и человека. И первые постановки балета Петрова, например в Мариинском театре, действительно были скорее сатирическими, хотя в роли Адама и летал по сцене Михаил Барышников.

Молодой хореограф Валентин Елизарьев в своей постановке эту карикатурность исключил. "Отправной точкой для меня была библейская история", – объясняет он.

Изнанка профессии: балерина, которая прощает спящих зрителей

Хотя в 1976-м подобная трактовка была не то чтобы смелой, скорее безрассудной. Перед премьерой Елизарьева вызывали в ЦК партии и настоятельно рекомендовали отказаться от постановки. "Зачем нужно ставить спектакль про бога, про дьявола, Адама, Еву? Неужели нет других тем?" – хмуро спрашивали у хореографа в высоких кабинетах. 

Но, к счастью, остановить маховик не смогли – уже были проданы билеты на все премьерные спектакли (к слову, как и сегодня – ни на один из премьерных спектаклей билетов нет даже на самую глухую галерку – Sputnik).

Когда состоялась премьера и был громкий успех, запрещать спектакль было уже как-то бессмысленно. С этой постановкой белорусский театр гастролировал в десятках стран мира.

Мастера и дебютанты

За почти четыре десятилетия, которые спектакль шел в Большом, в "Сотворении" блистали десятки исполнителей. Но оценивать их мастерство сегодня Елизарьев не хочет. И на просьбу назвать самого лучшего отвечает: "Интриганский вопрос".

"Каждый исполнитель привносит что-то свое, неповторимое. И не дело постановщика флажки расставлять. Первые солисты, на которых я поставил, были замечательные. Нынешние тоже танцуют на очень высоком художественном уровне. Но это уже совершенно другое исполнение, совсем другое видение", – объясняет Елизарьев.

Жизнь на пуантах: эфирное искусство железных людей

О том, кому доверил главные партии – молодым или опытным, хореограф говорит уклончиво: "Есть мастера, есть и те, кто выйдет в этом балете впервые в жизни. Даже премьерные спектакли танцуют разные составы".

В свое время с этой постановкой немало экспериментировали – есть арт-рок версии, джазовые обработки, множество интерпретаций. Но у Елизарьева поле экспериментов лежит в классической плоскости.

"Я бережно и трепетно отношусь к партитуре автора и стараюсь раскрыть музыкальную и сценическую драматургию и соответствовать хореографическим текстом образности, которую задает музыка", – объясняет он.

…В 1977 году на первых гастролях балета из БССР в Варшавском большом театре на "пати" после спектакля к Елизарьеву подошла группа католических священников, возглавлявший ее кардинал сказал: "Пан Елизарьев, я благодарю Вас за Бога на нашей варшавской сцене". Это был Кароль Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II.

1 / 15
Этот клавир с напутствием композитора Петрова до сих пор хранится в рабочем кабинете Елизарьева.
2 / 15
Скучно стало Богу, и решил он сотворить человека...
3 / 15
В спектакле полностью восстановлена сценография художника Евгения Лысика.
4 / 15
Как уныл был бы этот мир без дьявольских козней.
5 / 15
Вечная история любви Адама и Евы.
6 / 15
Партию Евы исполнила блистательная Ирина Еромкина.
7 / 15
В своей постановке Елизарьев оставил только библейский сюжет, исключив всякую иронию.
8 / 15
Разве может быть любовь без дьявола?
9 / 15
Искушение Адама и Евы.
10 / 15
Так выглядят круги ада, которые предстоит пройти Адаму.
11 / 15
Валентин Елизарьев с первым исполнителем роли Адама Юрием Трояном (справа).
12 / 15
В постановке звучит не только оркестр, но и хор чистых юных голосов.
13 / 15
Самый преданный зритель Валентина Елизарьева - супруга Маргарита Николаевна, они вместе почти полвека.
14 / 15
Весь спектакль Валентин Елизарьев был сдержан, ни жестом, ни эмоцией не показав, получилось ли. Но выходя из зала после бурных аплодисментов, все-таки широко улыбнулся - кажется, все удалось.
15 / 15
В 70-е белорусская постановка имела грандиозный успех, сейчас на все премьерные спектакли билеты раскуплены полностью.