Сотрудница Белорусского детского хосписа Татьяна Поддубная работает рядом с тяжелобольными детьми почти два года: она считает, что невозможно привыкнуть к трагедии, однако счастлива считать себя частью чего-то важного.
В 2019 году Белорусскому детскому хоспису исполнилось 25 лет: за четверть века здесь оказали помощь тысячам детей из разных уголков страны. На праздник по случаю такого солидного юбилея собрались все друзья учреждения: волонтеры и местные специалисты услышали множество теплых слов о своей работе и больших перспективах – говорят, день получился знаковый.
В рамках цикла "Хоспис в лицах" Sputnik пообщался с еще одной из здешних сотрудниц: об эмоциональных потрясениях, благотворительности в нашей стране и вере в чудо.
"Всегда знала, что не буду в стороне"
Специалист отдела по привлечению ресурсов в хоспис Татьяна Поддубная – в недалеком прошлом преподаватель философии в одном из столичных вузов. Этой профессии она посвятила 11 лет, а потом решила все поменять. О вакансии в здешнем отделе фандрайзинга услышала от знакомой.
"Я всегда издалека наблюдала за детским хосписом: читала материалы в СМИ, слушала рассказы подруги, которая работает здесь психологом. Когда в очередной раз готовилась менять работу, подумала: почему бы и нет? Я не представляла себя человеком, который проводит манипуляции напрямую (подобно медсестре), но всегда знала, что не буду в стороне", – начинает рассказ Татьяна.
Героиня признается: "разумный" страх на предмет того, справится ли, она испытывала: предстояло окунуться в совершенно новую сферу. Татьяна решила считать происходящее своего рода испытанием, пришла и осталась – уже на два года.
"Я осознавала, каковы масштабы хосписа и стоящих перед ним (и передо мной) задач, и мне было не по себе. Я сомневалась, смогу ли говорить так, чтобы быть услышанной и выглядеть при этом достойно – вызывать не жалось, а понимание.
Тогда решила, что это вызов, что так я смогу стать умнее и сильнее, освоить новое. К тому же, нужные качества (вроде способности вовлечь людей во что-то, да и просто с ними разговаривать) у меня были – думаю, преподавание мне в этом помогло", – улыбается собеседница агентства.
Невозможно остаться в стороне
Каждая рабочая неделя в хосписе начинается с большого совещания по итогам выходных. Присутствуют на нем не только медсестры, которые, в основном, и говорят; в общий зал стекается весь персонал учреждения.
"Медсестры всегда отчитываются первыми: рассказывают, как прошли выходные. И я до сих пор помню самую первую планерку: я была очень удивлена, слушая их, – мол, а мы-то зачем в этом участвуем? Испытала тогда за минуту несколько абсолютно разных эмоций, но в итоге поняла: я ведь только теперь могу начать работать.
К тому же, это формирует мое отношение и, мне кажется, в целом задает особую атмосферу для коллектива. Мы должны говорить на одном языке: мы не делаем каждый свою работу, мы заняты одной, большой и общей, просто отвечаем за разное – в силу персональных компетенций", – рассуждает Татьяна Поддубная.
Родные Татьяны встретили работу в хосписе с тревогой за ее эмоциональное состояние: боялись, что она – человек довольно эмпатийный и постоянно рефлексирующий – не сможет не погружаться в чужую беду слишком глубоко.
"У нас специфическая работа – мы не имеем постоянного контакта с семьями, как медицинские или социальные работники, но нас знакомят с историей ребенка и его семьи, чтобы мы понимали, какая именно помощь ему нужна. И это всегда потрясение и переживание.
Привыкнуть мне не удается, но смотреть я стараюсь иначе: я – помощник. Я могу облегчить работу тех, кто способен помогать физически и напрямую, без слез и истерик, спокойно и с разогретыми руками. Вот и пытаюсь выкладываться в своем деле, потому что это меньшее, что я могу", – делится она.
Хочется грозить кулаком в небо: о встречах с детьми
"Конечно, помню и первую встречу с детьми – на одном из наших мероприятий. Это было прямо ощущаемое переживание: когда слезы поднимаются и застревают где-то в горле, и хочется грозить кулаком в небо – почему, мол, такая несправедливость. Такой опыт всегда тяжелый. Но так сложилось, и если это каждый день переживает ребенок, его мама, разве я не переживу? Как-то так", – откровенничает сотрудница хосписа.
Люди хосписа, уверена собеседница, с первого дня понимают, в какой сложной сфере работают. Как раз на облегчение всех процессов и направлено общее дело.
"Каждый раз полностью эмоционально вовлекаться – очень больно. Мы настраиваемся, скорее, на отдачу: что можно дать, чем поделиться, что вложить, чтобы всем стало легче".
О работе, белорусских "селебрити" и благотворительности
Татьяна занята привлечением в хоспис ресурсов: иными словами, добывает деньги на его существование и помощь подопечным.
"Пишу письма; анализирую, из каких источников удается получить помощь; работаю над мероприятиями, направленными как на сбор средств, так и на информирование людей (чтобы не было никаких предрассудков о нашей деятельности). А еще составляю отчеты для спонсоров: сухая математическая работа, но я люблю ее порой, она помогает приостановиться, выключить эмоции – своеобразная медитация", – рассказывает героиня.
По ее словам, культура благотворительности в нашей стране находится в самом начале своего пути, но определенное движение есть. Нередко приходится подключать медийных белорусов, и многие откликаются: так, известная модель и "Мисс Беларусь-2008" Ольга Хижинкова в прошлом году поучаствовала в "Благозабеге", который проходил в рамках столичного полумарафона.
На просьбы учреждения также часто откликается Александр Патлис, крайне редко мероприятия хосписа пропускает группа NaviBand, бывает на них и Александр Солодуха. А компания "Макдональдс", проводя какие-либо акции в поддержку хосписа, часто привлекает Анну Бонд.
"Хоспис много взаимодействует с БАТЭ: Анатолий Капский регулярно помогал нам лично, и футбольный клуб нас поддерживал – особенно в ходе строительства нового здания. А на матчах перед началом игры болельщиков часто призывали отправить sms на короткий номер… К слову, младший Капский добрую традицию продолжает: летом мы просили помощи для лагеря "Аист", в итоге Андрей приезжал туда лично", – вспоминает собеседница агентства.
Взаимодействие с медийными личностями и авторитетными организациями воспитывает культуру благотворительности в целом. Татьяна считает, что и люди теперь активнее проявляют инициативу: хотят сделать что-то хорошее и начинают гуглить.
"Порой компании звонят нам и говорят, что провели у себя в офисе мероприятие среди сотрудников, насобирали денег и решили оказать кому-то помощь. То есть люди решили вместо покупки "ништяков" в офис направить средства на благотворительность – это ведь указывает на вовлечение", – радуется она.
"Девочка хотела гироскутер, но могла не успеть на него встать"
Татьяна делится одним из переживаний: у нее не всегда хватает уверенности в реализации какой-то амбициозной идеи; а порой вокруг слишком много отвлекающих факторов, и когда они отступают, становится поздно возвращаться к задуманному, остается только жалеть. Если же говорить об эмоциональных потрясениях – это всегда истории подопечных.
"Есть одна история, особенно эмоционально непростая для меня и совершенно фантастическая. К нам под опеку попала девочка-подросток; попала как уходящая – у нее была онкология. После знакомства с ней в отдел пришла Анна Георгиевна (Горчакова, директор Белорусского детского хосписа – Sputnik), потрясенная. Она сказала, что нам непременно нужно исполнить мечту этого ребенка, притом очень быстро: девочка хочет гироскутер, но может не успеть на него встать. Спонсора нужно было найти за пару дней.
Был конец рабочей недели – пятница, почти пять часов вечера. Мы лихорадочно думали, к кому бы обратиться за помощью, замялись, остались в офисе позже обычного. И внезапно раздался звонок на стационарный (!) телефон: звонили ребята из одной белорусской компании: мол, мы провели ярмарку, собрали такую-то сумму и решили вам помочь, – может быть, можем что-то купить?
Разве такое возможно, чтобы словно по волшебству? Слов нет. Те ребята сами купили девочке гироскутер, красиво запаковали его и отвезли в семью прямо в выходные – она успела на него встать. Сложно переживать снова и снова это ощущение – когда не укладывается в голове, когда просто не веришь, что так бывает", – восторженно говорит Татьяна.
Безусловно, временами бывает тяжело, признается она. Но всегда можно поговорить – с психологом хосписа, коллегами из отдела, медсестрами и абилитологами, работой которых гордится вся команда.
"Не один год прошел, а я не перестаю восхищаться тем, как смело работают наши медики. Мне доводилось через стену слышать, как общается с ребенком наш физиотерапевт – я слушала как завороженная и не могла представить себя на ее месте.
Вот и думается: как здорово, что есть люди, которые могут и готовы – много-много лет! Они сами балансируют и другим (мне в том числе) помогают находить баланс. Такое восхищение заряжает", – говорит Татьяна Поддубная.