Покупка диплома? Что из себя представляет частная "вышка" в Беларуси

Sputnik выяснил у профессуры и чиновников, можно ли на самом деле купить диплом в частном вузе и стоит ли считать выпускников государственного университета более квалифицированными.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Споры о качестве обучения в частных вузах разгорелись после забастовки студентов в Минском инновационном университете: Sputnik попытался разобраться в том, насколько квалифицированными выходят специалисты из различных учебных заведений.

Студенты Минского инновационного университета (МИУ) собрались в фойе вуза на забастовку на минувшей неделе: Минобразования не продлило аккредитацию пяти специальностям университета, на которых учится основное количество ребят.

Инцидент спровоцировал многочисленные споры о качестве обучения в частных и государственных вузах. Действительно ли отучиться в частном институте проще? Sputnik поговорил об этом с преподавателями, студентами и представителями Департамента контроля качества образования.

Приходится больше работать – из-за низкого уровня абитуриентов

Проректор по научной работе МИУ Валентина Гедранович утверждает, что достойное преподавание может быть организовано в любом вузе, но результат обучения в большей степени зависит от студента.

Покупка диплома? Что из себя представляет частная "вышка" в Беларуси

"И из государственного, и из частного вузов выпускаются как талантливые ребята, так и те, кто никуда не может себя пристроить. Конечно, в процентном соотношении отличников в условном БГУ будет больше, но ведь там и проходной балл выше – уровень у абитуриентов иной. Только надо понимать, что этот балл далеко не всегда отражает реальные знания ребенка: просто большинство поступающих стремятся на бюджет", – рассуждает собеседница агентства.

Не согласны с произволом: как студенты МИУ устроили забастовку

Гедранович уверена: мнение, что диплом в частном вузе можно купить, – ошибочное; в образовательном процессе существенной разницы не находит.

"В частном вузе уровень поступающих ниже: преподаватели вынуждены работать еще и с пробелами среднего образования, да и в целом трудиться больше – чтобы получить достойный результат. И отчислений в МИУ хватает: если на первый курс поступает 60 человек, к четвертому остается втрое меньше – отчисляем из-за неуспеваемости", – поясняет проректор по научной работе МИУ.

Преподавать бюджетникам проще: о рычагах давления

По мнению Валентины Гедранович, преподавать в государственном вузе проще – за счет наличия бюджетной формы и, как следствие, рычагов давления на студентов, получающих стипендию, – у них мотивация выше. В первую очередь поэтому сравнивать частные и государственные вузы не совсем корректно.

"Принцип "первый год студент работает на зачетку, а потом наоборот" у нас не работает: в МИУ нет традиционной зачетной книжки, только электронная (что, кстати, указано в качестве одного из нарушений в заключении аккредитационной комиссии). При приеме экзаменов и зачетов преподаватели не могут ориентироваться на предыдущие достижения студента", – уверяет она.

Внушительная академическая разница, которую придется преодолеть, чтобы перевестись из частного вуза в государственный, тревожным звонком не является. Просто в учебных планах есть государственный компонент (студентам МИУ его дают по тем же типовым программам), а есть компонент Учреждения высшего образования (УВО), наполняемый каждым вузом по-своему.

Покупка диплома? Что из себя представляет частная "вышка" в Беларуси

"Всюду стараются предложить уникальные дисциплины и увлечь студентов. Только в частных УВО не включают дисциплины под преподавателей, как в государственных – чтобы дать нагрузку", – резюмирует проректор по научной работе МИУ.

"В частных вузах давно не отжимают деньги"

Кирилл Алексеевич преподавал во многих вузах, в числе которых частный МИУ, а помимо него в разные годы – в государственных БГУ, БГЭУ, БНТУ и БГУИР. По его словам, большинство преподавателей (в большей или меньшей степени) трудятся в разных университетах: читают спецкурсы, работают в Государственных экзаменационных комиссиях (ГЭКах). Откуда тогда взяться принципиальной разнице в преподавании?

Ажиотаж в государственных УВО он объясняет устоявшейся практикой: еще недавно частных вузов не было вовсе. Родители нынешних абитуриентов должны знать бренд – потому и считают, что вуз без полувековой истории – не вуз.

"Несмотря на ошибочное общественное мнение, в частных вузах давно не "деньги отжимают": эти лихие времена прошли, те учреждения, что остались – это вузы, много раз прошедшие аккредитацию, работающие по государственным типовым учебным планам", – уверяет профессор.

В ряде вопросов частные вузы даже выигрывают, считает он: государственные вузы очень большие – со сложной системой управления, не такие гибкие, как хотелось бы ("с учетом всех изменений в, например, той же IT-отрасли"). И материальная база чаще лучше: компьютеры поновее, кондиционеры в аудиториях и мягкие скамьи в коридорах.

Покупка диплома? Что из себя представляет частная "вышка" в Беларуси

"Вот и получается: преподаватели одни и те же, как, собственно, и образовательные программы. Но в государственном вузе конкурс иногда даже на платное отделение, сама оплата в некоторых университетах существенно выше.

Средняя успеваемость в государственном учреждении, конечно, будет лучше: бюджетники дорожат своими местами, они больше ориентированы на получение высоких оценок. К сожалению, там встречается практика поощрения студентов повышением баллов за какие-либо активности. А в частных вузах я такого не видел.

Минобразования прокомментировало ситуацию с забастовкой в частном вузе

В целом, студенты частных университетов озабочены знаниями, а не отметками: приложение к диплому в Беларуси смотрят только, когда в магистратуру поступаешь. Но я несколько раз возглавлял ГЭК как в частных, так и в государственных вузах, мог сравнить уровень дипломных проектов – и не ощутил большой разницы", – делится мнением он.

Отчислить платника непросто и в государственном вузе

Преподаватель не считает, что в каком-либо из вузов к студентам относятся лояльнее. По его словам, отчислить платника и в государственном вузе – весьма непростая процедура: это нужный внебюджетный источник дохода. Неправильно было бы утверждать, что из частного вуза выходят менее компетентные специалисты.

"Многие компании не смотрят в диплом потенциального сотрудника – интересуются тем, что он умеет. Но важен вопрос сферы: я говорю об IТ, где диплом из частного вуза не смущает ни иностранных работодателей, ни резидентов ПВТ. А вот в юридической, говорят, все иначе: государственные организации стараются нанимать выпускников государственных вузов (хотя у нас есть БИП, из которого тоже выходят юристы), а  остальным рекомендуют и магистратуру закончить", – поделился он.

Вопрос "одинаковости" дипломов при окончании разных вузов, по мнению Кирилла Алексеевича, довольно сложный. Во многих странах мира оценка диплома вытекает из места в международном рейтинге, а также из того, какие лауреаты нобелевских премий в нем преподают, но никак не из формы его собственности.

"Бытует мнение, что закрыть что-нибудь в государственном вузе сложнее, чем в частном (даже при тех же недостатках). Я считаю, что система государственной аттестации вузов должна действовать – главное – непредвзято. Но Беларусь пока только в начале пути формирования системы образования", – отмечает профессор.

В целом, отличие государственного и частного вузов одно – большая (в первом случае) косвенная и прямая поддержка государства; на это может накладываться еще локальная политика управления вузом: успешная или бездарная, так считает еще один преподаватель, с которым побеседовал Sputnik.

"Разница в процессе обучения и поведении преподавателей заключается только в их индивидуальности: педагог лояльнее или строже в зависимости от целевой аудитории и локальных правил вуза, неважно какого – частного или государственного", – убежден он.

Студент МИУ: отчисляют "пачками" – выгнали половину группы

"У нас очень хорошие преподаватели – из бывшего нархоза, БГУ, со степенями. К тому же здесь они не зажаты рамками и могут давать материал более свободно – рассказывать об истории и праве "так, как это есть на самом деле", – делился со Sputnik студент четвертого курса МИУ Федор Богданов.

По словам парня, на момент поступления у него был неплохой проходной балл: он позволял тогда еще абитуриенту выбрать БГЭУ, но тот "не увидел смысла". Тогда парень прикинул, что получит в МИУ тот же самый диплом государственного образца, зато обучение в частном заведении обойдется существенно дешевле, и расположено оно ближе к дому.

Покупка диплома? Что из себя представляет частная "вышка" в Беларуси

"Для меня важно было, в первую очередь, отношение к студентам. Многие мои знакомые учатся в государственных вузах, точно я могу сказать вот что: в частном вузе никто не поставит студенту автомат за поход на мероприятие, имеющее больше отношения к идеологическому воспитанию, чем к образовательному процессу.

У людей почему-то сложилось ошибочное мнение, что в государственных вузах учатся более одаренные дети, но и у нас хватает медалистов! Кто-то говорит, что в частном вузе учатся люди с "лишними" деньгами, только в БГУ год стоит 2300 рублей, в то время как у нас – 1100. Ну а в целом, в нормальные компании специалистов ведь нанимают не по "коркам", а по знаниям", – считает он.

"Даже за победу на олимпиаде автомата не было" – о поблажках

Поблажки преподавателей и невозможность отчисления в частном вузе, по словам Богданова, – неправда. Студент учится на последнем, четвертом курсе, и его группа с начала обучения стала вдвое меньше.

"Я староста, сам все вижу: с первого курса из нашей группы из-за неуспеваемости и за прогулы отчислили 17 человек (и есть у меня друзья из МГЛУ, которые не ходят на пары вовсе, умудряясь благополучно допускаться к сессии). Мне даже за победу на олимпиаде автомата не было: 10 баллов поставили и отправили вместе со всеми сдавать экзамен", – делится студент.

Котюков: задача вуза в том, чтобы студентам не надо было переучиваться

Испытания студенты сдают на компьютерах и без преподавателей, так что личные взаимоотношения никак не могут влиять на оценку знаний. "Не знаю, почему все решили, что в частном вузе можно не ходить на пары, заплатить деньги и получить диплом – это полный бред", – уверяет он.

По словам студента, знакомые ему учащиеся государственных вузов нередко жалуются на преклонный возраст преподавателей, "уставших от педагогической деятельности".

"Преподавателей за 60 у нас единицы, в основном люди 40-50 лет (есть и совсем молодые). Многие – практики: к примеру, наш преподаватель по семейному праву четверть века проработала в загсе. А это ведь очень важно: в чем смысл грузить студентов одной теорией? Мы и сами можем найти ее в учебнике", – рассуждает Богданов.

Минобразования: за качество обучения отвечает сам вуз

Обязанность вуза обеспечивать качество образования в Беларуси установлена законодательно. Контроль осуществляется комплексно: как изнутри самим учреждением, так и государством (а именно – Департаментом контроля качества образования).

Правом на осуществление образовательной деятельности вуз наделяет лицензия. А решение о ее выдаче принимает коллегия Минобразования – на основании разного рода проверок и, главное, прохождения раз в пять лет государственной аккредитации.

Как пояснили Sputnik в профильном ведомстве, критерии оценки едины для всех вузов в Беларуси: "разработаны требования к оценке обеспечения качества образования, отражающие как условия обучения, так и эффективность использования имеющихся ресурсов".

"Государственная аккредитация проводится на соответствие заявленному виду и по специальностям (...). Обязательным условием прохождения аккредитации является предварительное проведение учреждением образования самоконтроля", – поясняют в Минобразования.

Так, в соответствии со статьей 125 "Самоконтроль за обеспечением качества образования" Кодекса об образовании, самоконтроль – это комплексный анализ образовательной деятельности, включающий ее самопроверку и самооценку.

Дистанционное обучение: как получить диплом онлайн и сколько это стоит

"Таким образом, ответственность за качество образования лежит, в первую очередь, на учреждении образования. Создается комиссия для проведения самоконтроля, по итогам работы которой готовится информация о результатах и подается в Департамент вместе с заявлением об аккредитации.

В свою очередь Департамент создает комиссию (в ее состав – в зависимости от вида учреждения образования, количества специальностей и иной специфики – включаются работники госорганов, представители учреждений образования, организаций-заказчиков кадров), утверждает программу проведения аккредитации и доводит до сведения вуза", – рассказали в министерстве.

По итогам проверки председатель комиссии готовит заключение с оценкой деятельности вуза, знакомит с ним ректора, который в случае чего может в течение трех рабочих дней просить его пересмотра. "Учреждение образования разрабатывает план мероприятий по устранению недостатков и реализации предложений, изложенных в заключении", – рассказали специалисты.

В результате Департамент должен принять решение об аккредитации вуза; соответствующий сертификат подписывает министр образования сроком на пять лет. К слову, весь перечень аккредитованных учреждений в свободном доступе есть на официальном сайте Минобразования.

Читайте также: