В Беларуси разрабатывают проект нормативного документа о проведении экзаменов в вузах: в частности, в нем может быть предусмотрена возможность дистанционного контроля знаний. Об этом в интервью Sputnik рассказал директор Международного института дистанционного обучения (подразделения БНТУ), кандидат физико-математических наук Игорь Сатиков.
Дистанционное обучение, популярное во многих странах мира, развивается и в Беларуси. В ряде отечественных вузов можно обучаться через интернет: по мнению студентки, которая предпочла подобный формат привычной "очке", при должном старании компетенция такого специалиста ничуть не ниже.
Sputnik расспросил о получении высшего образования на расстоянии директора МИДО (подразделения БНТУ) Игоря Сатикова: узнали, чем белорусская "удаленка" отличается от мировой и каких специалистов сегодня можно готовить без личных встреч.
Официальная структура, предлагающая студентам "удаленку", первой в республике появилась именно в главном техническом вузе. По словам Сатикова, дистанционное обучение в Беларуси не является отдельной формой обучения, лишенной коммуникации студента и преподавателя.
"В Беларуси есть соответствующие нормативные документы, регулирующие контроль знаний, и они обязывают университет осуществлять его при личной встрече. Некоторые вузы в порядке эксперимента готовят свои собственные положения, однако пока официально возможности организовать процесс обучения полностью дистанционно нет, даже при наличии технической возможности", – пояснил он.
По словам директора МИДО, новый проект нормативного документа о проведении экзаменов в настоящее время находится в стадии разработки и "в нем, по всей видимости, будет предусмотрена такая возможность".
Дистанционное обучение в Беларуси – просто форма "заочки"
"Традиционно у нас делят обучение на очное (дневной и вечерней формы) и заочное, около которого "дистанционное" значится в скобках в нынешней форме Кодекса об образовании. То есть, это лишь одна из форм заочного образования, с чем я, в принципе, согласен.
В целом, процесс такого типа можно было бы назвать "образование без отрыва от основной деятельности". А дистанционное отличается тем, что в его рамках педагоги и студенты активнее используют современные средства для передачи знаний (и контроля в перспективе)", – считает Игорь Сатиков.
По мнению директора МИДО, многие специализации попросту не могут осваиваться полностью дистанционно, поскольку требуют практики.
"Мы не можем заочно научиться ездить на машине. Также невозможно дистанционно подготовить врача или строителя: желательно, чтобы ключевые знания они получали под контролем и в процессе практической деятельности. Однако элементы дистанционного обучения сегодня возможно применять при обучении абсолютно любого специалиста", – убежден эксперт.
Он отмечает, что в мире сегодня доступно огромное количество дистанционных курсов и отдельных дисциплин, которые возможно осваивать таким образом: например, физика или математика.
"Есть и ряд профессий, которым можно обучиться полностью дистанционно: программист, например, или экономист. Есть специальности, практические знания по которым я могу проконтролировать при помощи дистанционных средств. И их станет, вероятно, еще больше – рынок ведь огромный. И в Беларуси он будет развиваться", – считает директор МИДО.
Зависит ли компетенция специалиста от формы обучения?
По мнению Сатикова, компетенция специалиста зависит в первую очередь от его личной заинтересованности в образовании.
"Конечно, есть существенная разница: если человек учится очно, у него по идее нет других забот; если заочно – все зависит от его внутренней мотивации. Однако это внутренняя потребность: каждый должен выбирать свою индивидуальную траекторию, решать, как он реализует собственные амбиции", – отметил собеседник агентства.
Кроме того, считает директор МИДО, некоторым студентам удается и с дневного отделения выйти без профессиональных знаний и навыков. В то же время "мотивация к обучению должна формулироваться и запросами общества".
"Когда-то в Беларуси станут считать, что высшее образование нужно не для "корочки", а для знаний. А с этой точки зрения совершенно неважно, как именно человек эти знания получал. Достойный работодатель увидит, что соискатель принес только "бумагу": в таком случае справедливо с его стороны посчитать, что специалист, обманувший вуз, обманет и него. Кому нужны такие знатоки?" – задается вопросом представитель БНТУ.
Эксперт резюмирует: белорусское дистанционное образование пока нельзя считать отдельной формой. Вместе с тем, популярно оно и за пределами страны: так, в МИДО учится много ребят из России (от Москвы до Камчатки), а также Грузии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и даже Израиля – "ценят соотношение цены и качества" местного образования.
Читайте также:
- Дистанционное обучение: как получить диплом онлайн и сколько это стоит
РТ: "натыкать" можно, но только по точным наукам
Школьные учителя рассказали, что на самом деле думают о реформе образования