Формальным поводом для рабочего визита Александра Лукашенко в столицу Казахстана Нур-Султан является участие в торжественном открытии нового комплекса зданий белорусского посольства.
Помимо этого, запланировано проведение казахстанско-белорусского бизнес-форума, что уже стало повседневной практикой во время визитов белорусского лидера в столицы государств постсоветского пространства.
Таможня не дает добро
Белорусский бюджет испытывает довольно серьезное давление в связи с проведением нефтяного маневра в России. Официальный Минск уже успел заявить, что российская реформа оставит в 2020 году дыру в казне размером в 400 миллионов долларов.
Неудивительно, что белорусские чиновники настаивают на компенсации от Москвы. При этом они ссылаются на договор о создании Евразийского экономического союза.
Там черным по белому написано следующее: "ни в одном из секторов услуг и видов деятельности недопустимо ухудшение условий взаимного доступа по сравнению с условиями, действующими на дату подписания настоящего Договора, и с условиями, закрепленными в настоящем Договоре".
Правда, в России настаивают, что реформа налогообложения в нефтяной отрасли является исключительно внутригосударственным делом и ни о какой компенсации речи идти не может.
Нефтеперерабатывающие предприятия в Новополоцке и Мозыре работают на российской нефти. Основной объем поставленного сырья перерабатывается, а это 18 миллионов тонн, и еще порядка 6 миллионов тонн нефти белорусская сторона может продавать, зачисляя таможенные пошлины в свой бюджет.
Секрет Полишинеля
Вся загвоздка в том, что налоговый маневр предполагает постепенное снижение вывозных пошлин и повышение налога непосредственно "на скважине". Получается, что пошлина будет стремиться к нулю, как и доходы Минска с "перетаможки".
Поэтому ни для кого не секрет, что белорусское руководство ищет альтернативы российской нефти не первый год. Только экономика – упрямая вещь, и любой проект упирается в то, что нет дешевле транспорта, чем трубопроводный. В совокупности это делает поставки нефти из России безальтернативными.
В Евразийском экономическом союзе страны торгуют без пошлин. Поэтому логичным был бы выбор в пользу Казахстана и поставок черного золота оттуда транзитом по территории России.
Только казахстанское руководство уже поставило условие, что договор о поставках будет подписан только в том случае, если белорусские партнеры гарантируют, что не будет осуществляться реэкспорт.
В таких условиях привлекательность казахстанской нефти сильно снижается. Вероятные поставки сырья можно расценивать не иначе, как попытку усилить свою переговорную позицию в споре с Москвой.
Степь осилит идущий
Машиностроение развивается в Беларуси с советских времен, но в последние годы довольно серьезно буксует и нуждается в надежном источнике инвестиций и, что не менее важно, рынках сбыта.
Основным рынком для продукции "Гомсельмаша", который все чаще называют вероятным объектом для продажи, является российский. В таких условиях кажется логичным, что главным партнером в промышленной кооперации должен стать "Ростсельмаш".
Практика показывает, что все куда сложнее и конкуренция стоит превыше логики сотрудничества. Совместные предприятия по сборке комбайнов у "Гомсельмаша" есть не только в России, но и в Казахстане.
После этого становится понятным желание продать пакет акций промышленного гиганта именно партнерам в Казахстане, которые заинтересованы в новой технике и пытаются диверсифицировать собственную промышленность.
Инвестиции Казахстана в "Гомсельмаш" могут пролиться золотым дождем на испытывающий трудности завод. Не исключено, что тему вхождения иностранного капитала Александр Лукашенко лично поднимет на встрече с Касым-Жомартом Токаевым.
Коньком не только белорусского лидера, но и в целом республики давно стало сельское хозяйство. И здесь белорусским специалистам тоже есть что предложить, начиная с технологий в молочной отрасли и заканчивая научной составляющей племенной и семеноводческой деятельности.
Белорус и казах – братья навек
Президенты двух стран должны обсудить международную и региональную повестку. Смело можно сделать предположение, что обсуждать в первую очередь будут Евразийский экономический союз.
Минск давно действует по формуле "вечером деньги – утром стулья". Ничто не может заставить белорусскую сторону действовать вопреки собственным интересам и выгоде. В Евразийской экономической комиссии белорусам даже удалось продавить новые квоты по распределению таможенных пошлин, естественно, с увеличением белорусской доли.
Александр Лукашенко и Касым-Жомарт Токаев наверняка будут говорить о том, как согласованно поступать в ЕАЭС, где еще есть Россия, Армения и Кыргызстан.
Итогом переговоров должно стать подписание целого пакета двусторонних соглашений, и здесь главная интрига состоит в том, будет ли подписано соглашение о поставках казахской нефти, которая не очень нужна белорусским НПЗ, но так важна для переговоров с Россией.