Нервный тик, лунатизм и энурез: калечит ли детей школьная нагрузка?

Современные дети испытывают такой стресс в гонке за знаниями и всесторонним развитием, что некоторые из них не выдерживают и из-за перенапряжения получают различные психосоматические отклонения: нервные тики, бессонницу, лунатизм и даже энурез.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Родители школьников часто жалуются на нагрузку, которая ложится на хрупкие плечи их детей. Мол, это приводит к хронической усталости и проблемам со здоровьем. На эту проблему обратил внимание даже президент. Александр Лукашенко выразил недовольство количеством информации о червях в учебниках по биологии и потребовал от министра образования не "перегружать детей, особенно дома".

Доктор Чеснов: в учебном году школьнику нужен баланс нагрузки и отдыха

Сил у современных школьников в погоне за знаниями и широким кругозором тратится действительно много, но только ли школа виновата в физической и эмоциональной перегрузке учеников, выяснила корреспондент Sputnik.

Нервный тик и лунатизм

Со своей проблемой в редакцию обратилась минчанка Елена. У нее две дочки. Старшая Диана в четвертом классе, младшая Маша – в детском саду.

"В прошлом году в октябре у Дианы начался нервный тик – дергались губы и правая щека. Я сильно испугалась, повела дочку к неврологу. Провели разные анализы, обследования. К счастью, никаких серьезных диагнозов не нашли. Начали дальше разбираться, в чем дело. Нам выписали Магний B6, глицин, расслабляющий массаж и направили к детскому психотерапевту", – рассказывает женщина.

Доктор, помимо прочего, рекомендовала дозировать нагрузку. "Я предполагаю, дочка просто не справляется с нагрузкой в школе, она не высыпается. У ее одноклассницы была похожая проблема. Я знаю, что Диана – перфекционистка. Она сильно нервничает, если что-то не получается, если она получила не десять, а девять. Мы с мужем все время помогаем ей с уроками, со всякими творческими заданиями, чтобы она была лучшей. Конечно, любым родителям хочется, чтобы ребенок достигал высоких результатов", – признается Елена.

Нервный тик, лунатизм и энурез: калечит ли детей школьная нагрузка?

Девочку лечили около двух месяцев, в итоге тик прошел. "В этом году все повторилось. Дочка совсем немного побыла в школе, а у нее уже дергается глаз. Снова пошли по врачам, снова проходим лечение. Я не понимаю, зачем так напрягать детей школьной программой, что они дерганными становятся. Нужно что-то менять. Повезло, что у младшей не такой характер – она не особо переживает из-за неудач", – заключила мама школьницы.

У минчанки Натальи сын перешел в пятый класс. В прошлом учебном году семья также столкнулась с проблемами у ребенка. "У Левы начались проблемы в конце прошлого учебного года. У него начали дергаться глаза, а по ночам он стал ходить, как лунатик. Вообще весь был очень возбужденный и нервный из-за учебы – хотел перейти в следующий класс с лучшими оценками, чтобы получить не благодарность, а грамоту. Невролог обнаружила, что у него даже физическая зажатость есть – мышцы шеи и плеч были в гипертонусе. Это все от стресса, я уверена", – делает вывод она.

Мальчик пил успокоительные, ходил на дарсонваль и на массаж. "Несколько раз были у психотерапевта. Вроде стало лучше. Летом все вообще прошло, когда ребенок отдохнул. И приступы лунатизма прошли, и нервный тик", – уверяет мама школьника.

Чиновники задумались о реформе образования в Беларуси

Женщина опасается, что проблемы начнутся снова. "Сын перешел в среднюю школу, там нагрузка еще больше. Он сильно устает. Знать бы, что делать, чтобы такое не повторилось. Я постоянно стараюсь убеждать Льва, что оценки не важны. Главное – здоровье", – говорит Наталья.

Откуда стресс?

Прокомментировала ситуацию с чрезмерной, по мнению родителей, школьной нагрузкой врач-психотерапевт УЗ "Городской клинический детский психиатрический диспансер" Нина Иванцова.

По ее словам, детей с различными нервными расстройствами в диспансер приводят часто.

"Мы консультируем каждый день, и практически каждый день по одному-два пациента с такой проблематикой встречаются. Как правило, это дети определенного возраста. Пики у деток могут начинаться с двух-трех лет, но чаще всего к нам за помощью обращаются дети в возрасте 7-12 лет", – рассказала она.

Причин у нервных расстройств очень много. Ребенок может испытывать стресс еще внутриутробно, и это может сказаться на его состоянии в дальнейшем. В целом стресс – это изменение привычной обстановки. Например, поход в детский сад.

Многое зависит от особенностей нервной системы малыша. "Одни и те же условия для одного ребенка могут быть стрессом, а для другого – вполне обычной ситуацией, с которой он спокойно справляется", – объясняет психотерапевт.

Нервный тик, лунатизм и энурез: калечит ли детей школьная нагрузка?

Среди стрессовых факторов – отношения между родителями, отношение родителей к ребенку. "Могут воздействовать на него и другие факторы: переезд, смерть близких, развод родителей. В таких ситуациях ребенок испытывает сильный стресс, и у него могут появиться невротические отклонения", – говорит специалист.

На детей могут повлиять также операции, какие-то болезненные манипуляции, временное проживание с чужими людьми, смена школы.

"Естественно, все это может сказываться на их общем состоянии здоровья. Могут появляться жалобы соматического плана: болит голова, болит живот, тошнит. Могут появляться страхи, сниться кошмары", - перечисляет Иванцова.

Конфликт в школе: директор запрещает приезжать на самокатах и велосипедах

Как школа связана с энурезом

Школа тоже создает стрессовую ситуацию. "Это новые требования, новые взаимоотношения ребенка и с учителем, и со сверстниками, нагрузки. Дети идут примерно одного возраста в школу, но у каждого своя жизненная история", – говорит Нина Семеновна.

По ее словам, стрессом может стать ситуация, когда родители начинают требовать больше, чем может ребенок, не учитывая его реальные способности в усвоении материала.

"Если у ребенка поведенческие отклонения, он будет больше получать замечаний, может попасть в разряд "плохишей" – это тоже будет стрессом для него. Это может стать причиной ухудшения или изменения поведения, появления психосоматических отклонений или тех же тиков, заиканий, энурезов и прочего. Может быть много проблем, возникающих на фоне психоэмоционального перенапряжения", – предупреждает родителей врач.

Повышенная нагрузка на ребенка в школе и за ее пределами также может привести к расстройствам. "Но это проблема не ребенка, это проблема родителей. Когда к нам приходят с явными проблемами, мы объясняем, что ребенок не нуждается в таком интенсивном развитии. Кому-то из детей без проблем дается все, но есть и те, кому это сложно. Родители забывают, что ребенок живой", – объясняет психотерапевт.

Кто-то из детей без проблем выдерживает нагрузку, а кто-то начинает болеть, меняться в характере, в поведении и испытывает огромный стресс.

"Ребенок, которого уже чуть ли не в 10 месяцев начинают активно развивать, учить нескольким языкам – это амбиции родителей, это не есть хорошо. Причем, как правило, в благополучных семьях. Это повод похвастаться: "Посмотрите, у меня все хорошо, и еще ребенок – вундеркинд". Взрослые с помощью детей могут удовлетворять свои когда-то неудовлетворенные потребности, а ребенку на данном этапе это вообще может быть не надо и даже вредно", – подчеркнула Иванцова.

Нервный тик, лунатизм и энурез: калечит ли детей школьная нагрузка?

Как избежать нервных расстройств

Проще избежать проблем, чем их устранять. Нужно понимать, что проблема ребенка – это симптом семьи. Ребенок – это зеркальце, которое отражает прежде всего то, что происходит дома, а не в школе. Иногда ребенку банально не хватает внимания. Чтобы ребенок нормально развивался психологически, нужно минимум восемь раз в день сказать ему, какой он хороший, похвалить", – говорит психотерапевт.

Детский психолог: иногда дети-тихушники опаснее агрессоров

Дети очень болезненно реагируют на несправедливость, поэтому, когда мама или папа, не разбираясь в ситуации, наказывают или свои проблемы срывают на ребенке, они переживают. "Если такое случилось, родителям нужно иметь внутреннюю силу, чтобы попросить прощения у ребенка за несправедливое отношение. Дети это очень ценят и уважают таких взрослых", – отметила Нина Семеновна.

В отношениях с ребенком должна быть гибкость и любовь. Нужно интересоваться его эмоциональным состоянием, объяснять, что бояться, злиться, плакать – это нормально.

"В славянском обществе принято подавлять эмоции, это считается силой духа. А на самом деле мальчики тоже плачут – и это нормально. Почему у мужчин случаются инфаркты в 40 лет? Потому что они должны быть сильными. Такие требования предъявляет общество, и иногда эти шаблоны нужно разрывать", – убеждена собеседница.

Также важно, чтобы родители адекватно оценивали реальные возможности своего ребенка. "Мало ли, что вы хотите, чтобы дочь стала балериной. А если у нее нет соответствующих данных, если у нее конституция другая? Не нужно сажать ее на диету и изнурять тренировками. Она будет другим хорошим специалистом, в чем-то другом себя реализует", – объясняет Иванцова.

Взрослые часто не понимают, что нереально во всем быть первым и лучшим. "Невозможно объять необъятное. А на школу грешат. Но не всегда школа виновата. Просто родителям иногда проще ответственность переложить со своих плеч на кого-то другого и самих себя успокоить таким образом", – констатировала врач.

Психотерапия – это не приговор

Если у ребенка проявились какие-то невротические отклонения, родителям прежде всего нужно разобраться, что изменилось и вызвало стресс.

"Многим взрослым достаточно того, что ребенок пришел из школы с хорошими оценками и выполнил домашнее задание. А дружат ли с ним в школе, обижают ли, родители не интересуются. А бывает, что ребенок о чем-то рассказывает, а мама или папа отмахивается. Поэтому для начала нужно поговорить с ребенком", – отметила Нина Семеновна.

Очень устаем: исповедь старшеклассников о нагрузке в школах

Родителям ни в коем случае не стоит паниковать. Нужно разобраться, откуда растут ноги у проблемы. "Иногда приходят детки, которые учатся хорошо. Но родители от них требуют только девять и десять, восемь, по их мнению, – уже плохая оценка. Но это же нереально! Родители должны фильтровать свои требования по отношению к детям, давать разумную физическую и эмоциональную нагрузку", – убеждена психотерапевт.

Что касается докторов, нужно сначала посетить педиатра и выяснить, нет ли какой-то соматической патологии.

"Педиатр направляет к невропатологу, чтобы выяснить, нет ли каких-то серьезных заболеваний. Если все хорошо, врач выписывает медикаменты. Очень часто нервные тики возникают у детей из-за дефицита магния, его выписывают в комплексе с витамином B6. Иногда выписывают "Ноофен" – легкий ноотропный препарат. Если улучшение не наступает, тогда уже рекомендуется посетить детского психолога, психоневролога или психиатра", – описывает этапы решения проблемы собеседница.

Нина Семеновна всегда объясняет: если направили к психотерапевту, бояться нечего. "Все думают: "Вот, попали к психиатру, сейчас диагнозов наставят, жизнь ребенку испортят". Конечно, если у вас шизофрения, с психиатром вы будете дружить всю жизнь. Но если у вас какие-то временные невротические реакции на стрессовую ситуацию, это не приговор: сегодня это есть, а завтра может и не быть. Оказать ребенку поддержку в этот момент, разобраться, провести психотерапию, медикаментозную поддержку просто необходимо. Психиатрия не носит карательный характер. Мы помогаем", – подчеркнула она.