Исчез бесследно… Почему в Беларуси пропадают дети

За прошлый год в милицию поступило 916 заявлений об исчезновении несовершеннолетних. Почему пропадают дети и есть ли надежда отыскать тех, кто исчез давно?
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Два года назад исчез Максим Мархалюк. Его история потрясла всю страну: в Беловежской пуще работали тысячи волонтеров, была привлечена специальная техника, вертолеты МЧС с тепловизорами обследовали все окрестные леса. Ребенка так и не нашли.

Потерялся или завяз в болоте. СК рассказал о поисках Максима Мархалюка

Эта история стала самой громкой, но, к сожалению, не единственной.

Почему в Беларуси пропадают дети, попытался найти ответ Sputnik.

Надеемся на чудо

Но чудеса иногда все-таки случаются. Недавно белорусы стали свидетелями того, как девушка Юлия Горина нашла своих родителей спустя 20 лет. Она пропала в четыре года. Отец заснул в белорусской электричке, а когда проснулся, ребенка не было рядом. Сама Юля неким образом оказалась в Рязани, где ее увидели на вокзале милиционеры.

Возможно, эта история даст надежду семье Максима Мархалюка. Но основная версия, которой сейчас придерживаются правоохранители, – гибель ребенка в отсутствие криминальных обстоятельств

"Расследование дела не прекращается. Отработано огромное количество людей различных категорий, как состоящих на профилактических учетах, членов Белорусского общества охотников и рыболовов. Приоритетная версия, что он заблудился в лесу. Произошел, скорее всего, несчастный случай. Лес – это не парк. Здесь очень много опасностей – и болота, и дикие животные. В лесу с любым человеком может случиться все что угодно", – рассказал Sputnik Дмитрий Крюков, начальник отдела организации розыскной работы главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД.

Исчез бесследно… Почему в Беларуси пропадают дети

На чудо надеются и родители других пропавших в Беларуси детей. Например, восемь лет продолжаются поиски Димы Каленковича и Владислава Якубовича. Мальчики пропали в Брестской области в феврале 2011 года. Ушли на прогулку, с которой не вернулись.

Прятки взрослых детей

Истории о пропавших детях всегда трогают до глубины души, к ним приковано большое внимание общественности.

Но как бы эмоционально они ни воспринимались, факты говорят о том, что такие случаи – редкость для Беларуси.

Сегодня в базе данных поисково-спасательного отряда "Ангел" – около 15 несовершеннолетних. Большинство из них – подростки, которые сами ушли из дома. Безусловно, за каждым случаем стоит своя история и своя боль. Но, к счастью, подростков чаще всего находят целыми и невредимыми.

Один из таких случаев произошел в августе 2013 года. В деревне Каменный Бор исчезла девочка по имени Алина. Тогда ей было 13 лет. Поиски велись на протяжении двух суток, в результате которых Алина отыскалась в лесу.

"Была найдена в одном халате и тапочках. Было холодно, как сейчас помню. Дожди были", – рассказывает координатор поисковых мероприятий ПСО "Ангел" Кристина Крук.

Исчез бесследно… Почему в Беларуси пропадают дети

Мы нашли страничку Алины в интернете. Судя по фотографиям, у нее все хорошо.

В МВД подтверждают: за прошлый год в милицию поступило 916 заявлений об исчезновении несовершеннолетних. В большинстве случаев пропадали подростки 16-17 лет. И чаще они уходили из дома не в первый раз. Многие были из неблагополучных семей.

В милиции добавляют, что подростков часто приходится искать, используя те же методы, что и при поиске преступников. Ведь эти взрослые детки умеют мастерски прятаться. Отключают телефоны, отсиживаются у друзей…

Как бы там ни было, в милиции констатируют факт: почти все пропавшие за 2018 год несовершеннолетние были найдены.

При чем тут цыгане

Но почти – это не все. Что стало с теми, кого найти не удалось? Относительно таких случаев в МВД приводят пример.

"Маленькая девочка провалилась под лед на глазах родителей. Использовали все возможности, чтобы найти тело", – говорит Дмитрий Крюков.

Точно так же с 2011 года не удается установить местонахождение двух подростков, которых также унесло течением.

Ковган: о поисках пропавших детей далеко не всегда говорят общественности

"Украли цыгане". Такую версию часто выдвигают родители, когда ребенок пропадает. Но, как показывает практика, чаще она становится спасительной соломинкой, когда не хочется верить в худшее.

Случаи кражи детей цыганами сегодня происходят крайне редко, отмечают в МВД. Это же подтверждают в поисково-спасательном отряде "Ангел".

Если говорить о краже, то чаще ее совершают родители детей. Вот типичный пример.

"В Солигорске был случай, когда суд присудил дочку матери. Однако в день вынесения решения отец забирает ребенка и увозит в Россию. Он связался с нами. Прислал видео, на котором видно, что ребенок здоров, счастлив и радуется. Как это оценить? Он нанял адвоката, пишет апелляцию. Но все равно этот ребенок считается без вести пропавшим", – отмечает Дмитрий Крюков.

А вот и более давний пример.

Исчез бесследно… Почему в Беларуси пропадают дети

Второй стороне, к сожалению, доказать что-либо сложно. Но это уже совсем другая история.

Не теряя ни минуты

К пропавшим детям и подросткам относятся с особым вниманием и в МВД, и в отряде "Ангел". Как говорится, в какой бы сфере человек ни работал, он прежде всего человек. По каждому случаю работа не прекращается.

"О таких детях не забывает никто – ни родители, ни милиция. Родители к нам обращаются в зависимости от обстоятельств. Если ребенок погиб при очевидных обстоятельствах, люди понимают, осознают. Когда у человека остается какая-то надежда, он не успокаивается, периодически интересуется, просит активизировать поиски", – говорит Дмитрий Крюков.

В отряде "Ангел" добавляют, что время – главный ресурс. И напоминают: чем быстрее семья обратится за помощью, тем оперативнее можно разыскать человека.

"Если обращаются сразу, проще установить свидетелей. Чем больше проходит времени, тем тяжелее это сделать", – говорит Кристина Крук.

И все же не невозможно. История Юлии Гориной стала ярким тому примером и надеждой для тех, кто ждет и верит. Даже если человек ушел из дома, когда-нибудь он может позвонить в дверной звонок.