Юная Майя с семьей едет из Минска домой в Москву и признается: сразу видно, что в Беларуси курят больше. В кафе, в поезде, на остановках. В Москве курить в общественных местах запретили давно – в 2013 году.
"Мы даже в одно кафе в Минске не пошли, потому что там курят", – рассказывают родители Майи.
"Антитабачный" декрет Александра Лукашенко вступил в силу 27 июля. Среди прочего это значит, что пошел четвертый день, как и в Беларуси покурить не смогут не только посетители кафе, но и пассажиры поездов.
Раньше, как только поезд Минск – Москва пересекал белорусско-российскую границу, сигарету нужно было тушить, а теперь нельзя будет даже зажечь.
Москвичи признают: в российской столице переходный период длился примерно год. Поначалу курильщики даже сбегали от милиции, а сейчас, спустя шесть лет после принятия запрета, просто стали меньше курить.
С начальником пассажирского поезда Минск – Москва Владимиром Ляшенко корреспондент Sputnik поговорила о том, можно ли уговорить проводника на "только одну сигарету", и выяснила, где можно укрыться с сигаретой в поезде.
Где можно спрятаться с сигаретой?
"Беларусь не так велика, как Россия. На нашем поезде мы проезжаем по Беларуси часа три. К тому же поезд ночной, как правило, люди почти сразу ложатся спать. Пассажиры в основном спокойные, многие возвращаются из санаториев, так что пока что курильщики в поезде замечены не были. Но это только первые два дня, посмотрим, что будет дальше", – рассказывает начальник пассажирского поезда Минского вагонного участка Владимир Ляшенко.
В каждом тамбуре на стекле – наклейка с оповещением о запрете курения. Но хоть на территории России курить нельзя было давно, пассажиры все же пытались этот запрет обходить: прятались в туалетах, тамбурах, даже на переходных площадках.
"Процент людей, которые не хотят никак соблюдать закон, в любом обществе есть. Для злостных нарушителей есть транспортная полиция, ревизоры, поездная бригада, которая может делать замечания. Следует отметить, что начальник пассажирского поезда имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и за курение в запрещенных местах. А иногда пытаются договориться с курильщиком и сами пассажиры. Ведь даже если человек покурил в тамбуре, он, входя в купе, приносит с собой запах", – поясняет Ляшенко.
Начальник поезда признает: только из-за сигареты высаживать пассажира из поезда и вызывать на него транспортную милицию ему не приходилось.
Собеседник заверил, что пассажиры его поезда – люди серьезные и едва ли станут категорически отказываться подчиняться правилам.
Корреспондент Sputnik признает, что ее коллеги тоже люди серьезные, но, когда речь заходит о необходимости покурить, готовы на многое. Даже просили поинтересоваться у начальника пассажирского поезда, может ли курильщик сбежать с "места преступления" и спрятаться от разгневанного сигаретой проводника.
"Прячутся во время курения, а когда застукали, бежать уже некуда. Да и это правонарушение не такого порядка, чтобы бежать из поезда. Лучше затушить сигарету, извиниться и не доставлять впредь неудобства другим пассажирам", – добродушно поясняет Ляшенко.
От табачного дыма больше всего, признает начальник поезда, страдали пожилые, дети, люди с легочными, астматическими заболеваниями. Некоторые из них пытались договориться с курильщиками самостоятельно, другие просили вмешаться проводника или начальника поезда.
"А почему полчаса назад нельзя было курить?"
"Единый стандарт удобнее. Тяжело объяснить пассажирам, почему полчаса назад нельзя было курить, а теперь уже можно. Что изменилось? Те же вагоны, тот же пейзаж за окном. Унификация – это на благо", – убежден начальник поезда.
Запрет на курение для пассажиров не должен стать неожиданностью. Сам Владимир Ляшенко лично объявляет по радиосвязи в поезде о декрете президента и новых правилах. Причем готовить курильщиков к этим нормам стали заранее.
"Да и живем мы в едином информационном пространстве, это уже было известно пассажирам заранее", – убежден он.
Курение в поезде может стать и причиной неприятных чрезвычайных ситуаций.
"Поезд – это мини-социум. От незатушенной сигареты в вагоне может возникнуть возгорание. Раньше непогашенные сигареты находили в межоконных пространствах в туалете, между вагонов – в резиновом суфле", – говорит Ляшенко.
Бывало, курили в купе, хоть и редко. Вот такие ситуации бригада вынуждена пресекать жестко – на станции вызывают наряд милиции. Но закуривает пассажир купе обычно не просто так, а употребив алкоголь, который в поезде также запрещен.
"Приходится действовать жестко, потому что курение в купе может привести к нежелательным последствиям. Вычислить курильщика в купе очень легко, дыму из вагона некуда деваться, его чувствуют все", – предупреждает начальник поезда.
Декрет регулирует не только курение обычных сигарет, но и электронных – иногда поездной бригаде приходилось разъяснять пассажирам, что запрет на курение распространяется также и на электронные сигареты.
Дорогие россияне!
Спрашиваем: "А россияне правда бросались в тамбур, как только поезд пересекал территорию Беларуси, чтобы покурить?"
Начальник поезда уверяет: будильник курильщики себе не заводили. Многие знали: проснутся утром уже в Беларуси – сразу можно будет покурить. И часов в шесть курильщики тянулись к тамбуру.
Но не все. Постояв немного на курилке минского вокзала, корреспондент Sputnik выяснила, что некоторые даже не знали, что раньше в Беларуси курение в поезде не было запрещено. Такие курильщики отнеслись к новому запрету, вероятнее, спокойнее других.
"Если сутки, обойтись без сигареты тяжело. А если одну ночь – нормально, наоборот, учишься себя контролировать. В России запрет ввели давно, мы уже привыкли", – рассказали Елена и Слава перед отправкой из Минска в Москву в полной готовности продержаться без сигареты всю ночь.
Читайте также:
- Курят в тамбуре, воруют белье и подстаканники: проводники – о том, что бесит
Запрет на курение, в том числе "вейпинг", вводят во всех поездах с 27 июля
Стало известно, сколько белорусов умирает каждый день из-за курения