Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, в июне все больше и больше втягивающиеся в межсезонную пахоту стреляющие лыжники активно работали на Кавказе, проведя среднегорный сбор в армянском Цахкадзоре. Вернувшись оттуда домой, они успели зацепить последние дни проходивших в Минске II Европейских игр, не оказавшись совсем в стороне от спортивного праздника.
Но сейчас, после традиционного недельного периода, отведенного на самостоятельную подготовку, опять пробил час централизованного сбора в Раубичах. Обо всех событиях текущего межсезонья, особенностях сбора в Цахкадзоре, планах на будущее и усилении тренерского штаба у меня состоялся разговор со старшим тренером мужской сборной Беларуси Олегом Рыженковым.
О составе и программе сбора
– Наш состав стабилен. На третий сбор вызваны все спортсмены, что работали в Раубичах еще в мае, а затем в июне в Цахкадзоре – Смольский, Елетнов, Бочарников, Воробей, Кривко, Лазовский и Лобастов. За одним исключением – Чепелин. Владимир принял то решение, которое принял: завершил карьеру.
Что касается самого сбора, то его продолжительность стандартна – 18 дней. То есть до 24 июля. Увы, первые дни оказались немного смазанными мокрыми погодными условиями, что сейчас установились в Беларуси. Дожди нам не в помощь. Но, знаете, за все в этом мире надо платить: ранее метеорология, наоборот, была благожелательна. Впрочем, это не глобальные проблемы, и уверен, что сумеем выполнить все запланированное.
Нагрузки и направления тренировок – типичные для июля. Отличие от предыдущего периода таково: если в мае и июне в основном закладывали общефизическую базу, то теперь повышенное внимание уделим развитию специальной выносливости, режимным тренировкам. Разумеется, нет ничего неизменного. Поэтому есть коррекции по сравнению с прошлым годом. Например, ныне запланировано больше так называемой скоростной работы.
Но сразу предупрежу ваш вопрос о чемпионате мира по летнему биатлону, который состоится в Раубичах в августе. Никакой специальной подводки к нему делать не будем. Любое выступление дома чрезвычайно ответственно, мы постараемся не разочаровать болельщиков, но наш главный старт – это зимний чемпионат мира в Антхольце.
Контрольный старт в июле традиционно запланирован на конец сбора. Скорее всего, это будет гонка на лыжероллерах с четырьмя огневыми рубежами. Дальнейшие планы – второй выезд в среднегорье. Сбор состоится в августе. Его адрес – итальянский Антхольц, как и год назад. Правда, чуть смещены по понятным причинам сроки. Затем спускаемся вниз и участвуем в домашнем чемпионате мира.
Об экзотике Цахкадзора
– Как говорится, обновили старые воспоминания. Известнейшая во времена СССР база, которую построили специально для подготовки к Олимпиаде-68 в Мехико. Много профильных направлений. Конечно, в основном для летних видов спорта, но затем туда постоянно заезжали и лыжники, и биатлонисты, и бобслеисты.
Высота, на которой расположена база, – 2000 метров, но есть уникальная особенность: она почти не ощущается, переносится легко. Плюс удивительная природа. Поэтому никакого сожаления нет. Если кто-то и таил скепсис перед сбором, то затем настроение стало отличным. Все предложенные хозяевами условия нас устроили. Благо все буквально лезли из кожи вон, чтобы идти навстречу белорусским пожеланиям. Проживание, питание, решение бытовых вопросов – никаких сложностей.
Так что готовились качественно и плодотворно. Да, возможно, состоялось не много роллерных тренировок, но зато хватило кросс-походов, заездов на горных велосипедах. Интенсивно занимались стрельбой. Кроме того, накопили действительно очень яркие впечатления, заодно сэкономив дни пребывания в зоне шенгена, что тоже немаловажный факт.
Так что и в следующие годы можно ориентироваться на Цахкадзор. Особенно если там доведут до ума строительство роллерной трассы, которую, кстати, положив черновой слой, начали строить еще в дни СССР. Может получиться отлично спрофилированный широкий 5-километровый круг. Надо только положить качественный асфальт.
Еще один плюс сбора в Армении – никто не болел, не пропускал тренировок. Нагрузку переваривали адекватно, благо она учитывала индивидуальные особенности спортсменов.
О тренерском штабе
– Ни для кого не является секретом, что главная проблема белорусских биатлонистов в последние годы – нестабильная стрельба. Настоящий камень преткновения. Сейчас мы собрали мощный тренерский коллектив и сообща ведем работу, совмещая решение снайперских задач с получением функциональных нагрузок.
Есть чистый тренер по стрельбе Игорь Жаворонков. Кроме того, уже в Цахкадзоре с нами был российский коллега Андрей Падин, не нуждающийся, как я думаю, в представлении. По крайней мере, те болельщики, что погружены в реалии биатлона, должны его хорошо знать как наставника мужской сборной России в последнем олимпийском сезоне.
О состоянии оружия
– Никаких глобальных проблем ни у кого с винтовками нет. Но их обслуживание – процесс перманентный. Планируем, что в сентябре отвезем оружие на традиционное сервисное обслуживание.
Фактор Падина
Итак, к работе с мужской сборной Беларуси подключился очень известный и авторитетный российский специалист, о чем говорит как его немалый опыт на ответственных постах, так и нормальное для любого профессионала (никакой иронии!) количество недоброжелателей.
Если коротко, то у Падина не выстроились коммуникации как с президентом СБР Драчевым, так и с коллегами – главным тренером сборной России Анатолием Хованцевым и старшим наставником дам Норицыным. В итоге Андрею Викторовичу не предложили продолжить работу с женским резервом, отдав этот пост 30-летнему Куваеву. Аналитику из КНГ, но зато доброму приятелю вошедшего в моду Норицына, который, похоже, озаботился "зачисткой конкурентного поля".
Драчев же дал по факту невостребованности Падина такой комментарий: "Его самостоятельность шла в ущерб общей работе, личные интересы он ставил выше командных. Поэтому на общем собрании тренерского штаба было решено заменить Падина на Евгения Куваева. На данный момент Андрей Падин не вписался в состав команды".
Тут надо вспомнить и о том, что Андрей Викторович имеет репутацию жесткого наставника, настаивающего на строгой дисциплине. Методически он наследник советской школы, но серьезно переосмысленной, дополненной и модернизированной. Тем не менее большие нагрузки – это обязательно. Как и резкий характер.
Естественно, это кое-кому не по вкусу, и поэтому известны противостояния по линии Падин – Бабиков, а затем и Падин – Павлова, хотя очевидно, что, когда эта спортсменка покинула резервную команду, все остальные подопечные Падина вздохнули свободно.
И вот какой комментарий дала Виктория Сливко: "Я работала с тренером, который живет спортом, с тренером, который всегда меня поддерживал и верил. Мог так мотивировать, что я была готова умирать на тренировках, едва доползая до дома, но зная, что это приведет к результату. С таким тренером я готова горы свернуть! И его снова убирают и меняют!"
А вот как отреагировал на опалу Падина голос российского биатлона Дмитрий Губерниев: "Тренера Андрея Падина убрали из наставников резервной женской сборной России по биатлону. Это больше, чем преступление – это ОШИБКА".
Правда, буквально на днях выяснилось, что опальный наставник числится в дополненном списке кандидатов в сборную России от Министерства спорта, но это, пожалуй, инерция соседской бюрократической машины. Но о чем говорит приглашение Падина в Беларусь? В первую очередь – о вере в потенциал мужской команды, которой надо проникнуться и болельщикам. Это будет правильным решением.