Как напоминает колумнист Sputnik Руслан Васильев, сбор на Кавказе в условиях среднегорья продлится до 27 июня. Спортсмены (а никто из них раньше не бывал в Цахкадзоре) уже успели поделиться первыми впечатлениями, опубликовав фотографии в социальных сетях.
Например, есть хороший общекомандный снимок, на котором все довольны и все улыбаются. Имеется и красивая пейзажная "картинка" во славу гор Кавказа. Наконец, Ирина Кривко проголосовала за "соцреализм", поделившись фотографией тамошнего футбольного поля, выглядящего в бурьяне откровенно по-деревенски.
Однако не пинать мяч приехали в Цахкадзор наш стреляющие лыжники! Кстати, вот каков состав белорусских биатлонистов: Ирина Кривко, Динара Алимбекова, Анна Сола, Ирина Кручинкина, Елена Кручинкина (в женской сборной), Роман Елетнов, Сергей Бочарников, Антон Смольский, Максим Воробей, Дмитрий Лазовский, Виктор Кривко и Никита Лобастов (в мужской).
И если отсутствие в Армении работавших с главной командой в Раубичах Костюченко, Яборовой и Мусатовой понятно (эти барышни не входят в основную обойму), то вопрос о "пропаже" такого опытного спортсмена, как Чепелин, возникает мгновенно, тем более что еще раньше появились разговоры, что Владимир…
Наверное, это финиш карьеры
Ситуация, конечно, парадоксальная, но она вполне в духе Чепелина, как лично я понимаю этого противоречивого, а подчас и вовсе загадочного человека. Сегодня нельзя однозначно утверждать, что Владимир завершил карьеру профессионального спортсмена. Однако все говорит именно об этом! Как это понимать? А вот так!
Чепелин после отпуска был аттестован на сезон-2019/2020 и начал подготовку на сборе в Раубичах, но в конце тяжелых тренировочных будней мая Владимир столь сильно умаялся, что якобы загрустил и захандрил. В итоге это настроение неожиданно материализовалось в слово. И это слово было "заканчиваю".
С Владимиром беседовали, с Владимиром разговаривали. Его убеждали не горячиться, хорошо подумать. Вроде бы, даже предлагалось психологически разгрузиться в режиме самоподготовки. Однако надо знать Чепелина – все бесполезно. Если он и передумает, то лишь "по собственному хотению и велению". При этом сегодня наставники уже говорят о нем с использованием глагола в прошедшем времени: "был хороший спортсмен…"
Что ж, если Чепелин в ближайшие дни не получит мотивирующую для продолжения тренировок прививку, то мы действительно останемся без одного из гипотетических лидеров мужской команды. Правда, Владимир так и не сумел реализоваться в качестве вожака, но все-таки не забудем, что в компании парней только он поднимался на пьедестал почета Кубка мира.
Быстрый в свои лучшие дни лыжник Чепелин в случае совладения с нервами на огневых рубежах всегда мог рассчитывать на высокое место. В том же Антхольце, где в феврале-2020 состоится чемпионат мира, он в январе-2018 "заехал" в десятку сильнейших, что весьма солидно и многообещающе. Это, конечно, при отсутствии глаголов в прошедшем времени.
Однако все, что ни делается, – к лучшему. В конце концов, надо уважать решения Чепелина, понимая, что он поступил честно. Было бы гораздо хуже, если бы Владимир, будучи заражен усталостью и капитулянтскими настроениями, продолжил мучиться сам, заодно внося разброд и шатания в коллектив, подставляя еще и рассчитывающих на него тренеров. А, например, тот же Эдуард Малофеев всегда говорил своим футболистам: не уверен в себе – скажи до матча. Чепелин так и сделал.
Правда, не расшифрован мотив… Владимир находится в своем обычном статусе молчуна, но понятно, что он разуверился в собственной способности чего-то достичь в биатлоне. Впрочем, нервные, раздраженные гонки Чепелина в предыдущих сезонах наглядно свидетельствовали, какую внутреннюю борьбу спортсмен ведет с роком, причем раз за разом признает в этой борьбе поражение. Наверное, произошел надлом. Устает ведь даже металл. А без веры в себя все – тлен и напрасная трата сил, эмоций и самое главное – времени.
Похоже, что Чепелин пришел именно к такому выводу. Возможно, ошибочному, и более того, преступно ошибочному, ибо он отнимет у него и всех нас славные перспективы, которые могли открыться в Пекине-2022. При этом мне трудно представить, как кто-то или что-то может переиначить этого неоднозначного человека.
Памятное фото
Теперь совсем честно. У меня, да и других журналистов, давно сформировалась к Чепелину свое особенное отношение. Всю свою спортивную карьеру Владимир стоял спиной к прессе, не желая давать интервью, вообще идти на какой-нибудь вариант сотрудничества. Проще было соблазнить его винтовку дать комментарий, чем добиться от самого спортсмена согласия вымолвить под диктофон хотя бы несколько слов.
За одним счастливым по многим причинам исключением. 1 декабря 2016 года в индивидуальной гонке на Кубке мира, проходившей в Эстерсунде, все в классике биатлона сложилось таким удивительным образом, что стартовавший под 17-м номером Чепелин быстро бежал и показал отличный результат. Совершил лишь один промах на первой "лежке" и занял в итоге третье место. Круче белоруса оказались тем вечером лишь младшие Фуркад и Бе.
В такой компании Чепелин пришел на пресс-конференцию, после которой в охотку отвечал на мои вопросы. Более того, для того чтобы помогать себе жестикуляцией, он передал мне командную рацию. Именно в этот момент питерский фотограф Андрей Иванов и сделал кадр, который по-настоящему можно считать эксклюзивным. Как же! Чепелин дает интервью? Не может быть!
И тут есть один довольно специфический момент. Разумеется, журналисты жаловались и тренерам, и боссам федерации, что Чепелин уже нешуточно раздражает своей "немотой". Сам Владимир при этом на голубом глазу сочинял для отмазки истории о своей стеснительности, косноязычии и вообще неумении публично связать двух слов.
Все это неправда, самооговор, но в рамках генерального замысла – только бы отвязались. Чепелин – умный и даже хитроумный человек, прекрасно формулирующий свои мысли. Толковый парень. Другое дело, что сам себе на уме, и это интеллектуальное уединение, замкнутость и могли сыграть негативную роль во всей его карьере.
В минувшем марте дело ведь вовсе дошло до анекдота. По итогам не самого счастливого для белорусской сборной чемпионата мира в Эстерсунде в неофициальной переписке с официальными лицами я посетовал, что за мужскую команду отдувается один Антон Смольский, а за барышень – Ирина Кривко и Динара Алимбекова. У меня спросили: "А с кем хочется пообщаться? В шутку ответил: "Чепелин!"
Через полчаса мне сообщили: "Звони. Он готов. Ждет!" Разумеется, я не поверил и только рассмеялся, но собеседники продолжали настаивать и даже начинать злиться на журналистскую тупость. В итоге я сорвался оттуда, где был, примчался домой к компьютеру, составил вопросы и набрал номер Чепелина…
На восьмом-девятом звонке Владимир ответил, сказав быструю скороговорку. Ее смысл заключался в том, что к разговору он сейчас не готов, а когда он может состояться, не знает, но явно не в ближайшее время. Отбой… Какие после этого я слал сообщения своим предыдущим собеседникам, даже вспоминать не хочется. Стыдно. Цензурными в них были только предлоги и союзы.
А кто знает, раскройся тогда Чепелин, выплесни он все то, что его угнетало и пугало, и, может быть, сейчас Владимир тренировался бы в Цахкадзоре с отличным настроением, понимая, что настоящий час в биатлоне пробьет в олимпийском Пекине-2022. Однако он был слишком углублен в себя, а все его промахи происходили в голове. Только в ней!
И если Чепелин проиграл кому-то приватную карьеру, то лишь самому себе. А ведь все могло сложиться иначе, и еще как могло! Правда, может, еще и сложится, если Владимир изменит решение? Лично у меня веры в такой поворот сюжета нет…
*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции