Когда над вами загорается лампочка "пристегните ремни", а самолет заводит двигатель, за ним наблюдают в аэродромном диспетчерском центре. Когда лампочка для пассажиров погаснет, за бортом все еще будут следить, но уже исключительно по приборам.
Корреспондент Sputnik Елена Васильева предлагает пассажирам познакомиться с теми, кто руководит их полетом. Узнают ли диспетчеры пилотов по голосу, дружат ли они со стюардессами и нервничают ли, когда сами попадают из диспетчерского кресла в пассажирское?
А в качестве бонуса для наших читателей – возможность взглянуть на аэропорт через стекло диспетчерской вышки. С такого ракурса вы еще не видели ни первую, ни вторую взлетные полосы.
"Видите самолет? До него два километра"
Итак, зажглась лампочка "пристегните ремни". Когда борт идет на взлет или на посадку, за ним наблюдает минский аэродромный диспетчерский центр. Диспетчеры работают на вышке, которую вы, скорее всего, видели, если хоть раз улетали из "Национального аэропорта Минск". Здесь растут в кадках цветы, стоит кофе-автомат, кресла. Идиллию дополняет лучший вид в городе.
Здесь следят за самолетом не только по приборам, но и в бинокль – выпущены ли шасси, не шагает ли по полосе аист.
"Аист?" - удивляется корреспондент Sputnik.
Аист в самом деле как-то прогуливался у взлетной полосы, и его совсем не смущало, что на нее уже выруливал самолет. Если рядом с полосой есть птицы, взлет запрещен. До сих пор стопроцентной защиты от них не придумали - адаптируются и к шуму, и к яркому свету.
"Видите самолет? Смотрите на блестящую крышу, над ней – темная точка", - руководитель полетов Минского аэродромного диспетчерского центра Чеслав Дударь указывает в сторону когда-то росшего близ аэропорта леса. "Не вижу", - честно признается корреспондент Sputnik, но через полминуты самолет действительно обнаруживается там, где его появление предвидел собеседник.
"До него примерно десять километров. Уже восемь километров. Минуты через две будет здесь", - продолжает на глаз предсказывать Дударь, который проработал в авиации уже тридцать семь лет. Пришел в эту сферу по стопам старшего брата.
Самолетам нужно держать дистанцию. Минимальное расстояние между бортами при заходе на посадку – 5 километров, то есть, чуть больше минуты. В такой ситуации одному судну, едва приземлившись, нужно тут же освобождать полосу для следующего.
"Обычно стараемся выдерживать большее расстояние – порядка двенадцати километров. Если погодные условия сложные – около двадцати пяти километров", - поясняет Вячеслав Викентьевич.
На новой взлетно-посадочной полосе с этим проще – на ней сделали рулежные дорожки, расположенные под острым углом в 45 градусов. На первой полосе угол – 90 градусов. Разницу почувствует каждый, кто хоть раз маневрировал на автомобиле – входить в поворот проще не под прямым углом.
Пока пассажиры Austrian Airlines пристегивают ремни и начинают понемногу нервничать перед посадкой, на вышке спокойно. Через каждые два часа диспетчеру положен двадцатиминутный отдых. Можно выпить чаю или спуститься в тренажерный зал. Коллектив дружный, и по-другому здесь нельзя, говорит руководитель. Нужно постоянно рассчитывать на товарища.
"Что самое сложное? Внимательность – это неотъемлемая черта диспетчера. Работа наша ошибок не прощает. Это громкие слова, но так и есть на самом деле. День или ночь? Без разницы, за столько лет привыкаешь. Самым сложным днем в работе был первый, а дальше опыт позволяет более расслабленно себя чувствовать", - говорит Дударь.
А вы нервничаете на работе?
Итак, лампочка "пристегните ремни" погасла, вы летите в отпуск, а за вами все еще наблюдают диспетчеры. Если для пассажиров лето – время самых дорогих билетов в отпуск, то для диспетчеров – самые непростые из будней.
"Начался летний сезон, график полетов стал плотнее, и весь летний период будет насыщенным. Это самый сложный сезон в работе диспетчера. Погода вносит коррективы, случаются грозы, и когда борта обходят их, вся идеально выстроенная система маршрутов рушится", - рассказал диспетчер по УВД МРСД "Белаэронавигация" Александр Карпович.
Его коллега Константин Ковалев добавляет, что здесь в строго организованной работе диспетчера как раз появляется место для творчества.
"Есть несколько путей решения потенциального конфликта. Диспетчер может изменить скорость и направления воздушного судна, и нужно при этом учитывать ситуацию не только в своей зоне, но и соседней, чтобы, решив локальный конфликт, не помешать другому борту", - поясняет он и буднично добавляет, что все это – рутина и поводов для гордости нет.
- А какую самую сложную нештатную ситуацию разрешили? - интересуется корреспондент Sputnik, но диспетчеры пожимают плечами, мол, все ситуации штатные.
- Час пик, погода?
- Ну, бывает, бывает. Иногда на связи оказывается сразу двадцать самолетов. Еще и гроза, - соглашаются диспетчеры.
- Ну хоть тогда вы нервничаете?
- Гроза просто так не появляется, мы это прогнозируем, и диспетчер делает все возможное для предотвращения попадания борта в грозовое облако. Пассажиры могут наслаждаться полетом, в любом случае, самолет – самый безопасный вид транспорта, - уверяет Константин.
Александр признается, что сам он, отправляясь самолетом в отпуск, немного нервничает, когда оказывается в кресле, но эта аэрофобия не связана с работой персонала.
"Я знаю, что авиация работает как часы", - убеждает он и себя, и других аэрофобов. – А работа диспетчера - одна из самых престижных профессий в авиации. Это особенная сфера, в которой работают профессионалы, и ты чувствуешь их поддержку".
Коллега Александра и Константина – Андрей – кратко и лаконично поясняет, за что любит свою работу:
"Мечтаю показать на небе самолеты сыну и сказать: папа ими управляет", - говорит диспетчер.
Можно отойти от пульта за кофе?
Рабочий день диспетчера длится двенадцать часов.
"Разумеется, мы не работаем 12 часов кряду. Со временем внимание, а соответственно, и безопасность полетов снижается. Есть определенный график перерывов, руководство заботится о том, чтобы ты приходил со свежими силами и мог справиться со своими задачами", - поясняет Александр.
В горячем резерве есть персонал, который готов подменить диспетчера, если ему понадобилась чашка кофе или его попросили дать интервью.
"Если свободных диспетчеров нет, заменить может руководитель полетов и старший диспетчер, они ответственны за то, чтобы каждый сотрудник, находясь на рабочем месте, был на сто процентов готов к решению поставленных задач", - добавляет Константин.
Вы дружите со стюардессами?
"Мы все - авиация, и наша задача – обеспечивать упорядоченное движение транспорта. С большинством мы общаемся через радиотелефонные звонки, но иногда встречаемся на медкомиссии или при заступлении на смену. В остальном же, у нас нет допуска в их служебные помещения, а у них – в наши", - рассказывает Константин и подтверждает: можно годами работать диспетчером, но так и не познакомиться со всеми пилотами и стюардессами "Белавиа".
Александр считает, что было бы хорошо поддерживать контакт с коллегами – ввести, например, практику совместных полетов, чтобы диспетчеры могли лучше понимать специфику работы пилота и ведение переговоров в кабине.
При общении с пилотом диспетчеры соблюдают строгую фразеологию радиообмена. И все же случается недопонимание с иностранными бортами, когда выясняется, что пилот самолета недостаточно хорошо владеет английским.
Если полет нормальный, проблем не возникает, но при стрессовых ситуациях могут случаться недопонимания, поэтому сейчас в авиации едва ли не больше всего внимания стараются уделить вопросу коммуникации между пилотом и диспетчером.
Иногда коммуникация ладится, и тогда пилот может спросить, чем закончился футбольный матч с участием команды, за которую он болеет, но такие ситуации – исключения. Неформальное общение диспетчер и пилот позволяют себе разве что под Новый год – воздушные суда за время полета встречает его не единожды и каждый раз принимают поздравления.
Узнать пилотов по голосу практически невозможно, разве что некоторых пилотов "Белавиа" диспетчеры распознают по тембру, но могут ни разу так и не увидеть их лицо.
"Над территорией Беларуси ежедневно пролетает около тысячи судов. При такой интенсивности движения запомнить голоса почти невозможно", - говорит Константин.
Вам нравится, когда спрашивают, кем вы работаете?
"Авиадиспетчер – довольно нетривиальная профессия", - признает Константин.
"И ты понимаешь, что если ответишь на этот вопрос, то диалог продолжится", - добавляет Александр и признает: скорее всего в ближайшие несколько минут придется рассказывать собеседнику о том, как летает самолет.
Читайте также:
- Над облаками всегда солнце: этот и другие поводы полюбить самолеты
- Такая махина летит! Как живет деревня Пятилетка возле аэропорта
Авиадиспетчер о своей работе: кроличьих лапок "на удачу" не носим