Пилоты не пьют алкоголь, хорошо высыпаются и не переводят телефон в авиарежим на взлете. Они его вообще не отключают, поэтому несколько раз корреспондент Sputnik дозвонилась командиру летного отряда Сергею Довгалю прямо в небо.
"Я еще летаю, – говорит Сергей. – Подходите в учебный класс".
Довгаль признается: в его окружении аэрофобов нет – в авиационном учебном центре "Даймонд" все влюблены в небо.
Но если накануне отпуска вы уже начинаете нервничать: вот-вот придется пристегнуть ремни, то у нас есть способ борьбы с аэрофобией – и это не дьюти-фри. Вместе с командиром воздушного судна мы поднимемся над Мачулищами, узнаем, как работает самолет, есть ли у пилота с плохим настроением шанс попасть за штурвал, что будет, если откажет двигатель, и есть ли там, над облаками, солнце.
Далеко ли можно улететь на Viper SD 4
Название спортивного самолета Viper, на котором мы полетим, дословно переводится как "Отец победы" (père de la victoire). Летает аппарат на 95-м бензине, а из ангара его выкатывают просто за винт. Это оказывается проще, чем вытолкать машину из снега – так на практике мы узнаем, что такое сверхлегкая авиация.
"В смысле, тянем? Как – за винт?" – недоумевала корреспондент Sputnik.
Но Viper действительно сверхлегкий самолет, поэтому с первого раза вылететь не удается – штормовое предупреждение от МЧС и скорость ветра, небезопасная даже для большого "Боинга", для данного типа критична.
"Если бы мы сейчас в нем не сидели, он бы взлетел и с выключенным мотором", – шутит Довгаль, и в этот день на Viper в небо мы так и не поднимаемся.
Это первая хорошая новость для аэрофобов – пилот всегда контролирует ситуацию и, если погода нелетная или за пределами эксплуатационных ограничений самолета, вылетать никогда не станет.
"Наш самолет очень подвержен внешним возмущениям – сильный ветер, турбулентность, и весь полет проходит посредством ручного пилотирования. Поэтому пилоты больших воздушных судов приезжают к нам порой, чтобы восстановить навыки – ведь большим самолетом часто управляет автопилот", – поясняет Довгаль.
А если пилот без настроения или с промилле?
В пилоты идут обычно холерики или сангвиники, говорит Довгаль. Но это не значит, что у них всегда хорошее настроение, и на случай плохого есть фельдшер.
Фельдшер комнаты предполетного медосмотра Светлана Мелентьева настроение пилота, его давление и бодрость духа видит по глазам, но для проверки использует тонометр.
"У Сергея Викторовича космическое давление", – констатирует она, когда на предполетный медосмотр приходит Довгаль.
Командир летного отряда авиационного учебного центра имеет больше 1,5 тысячи часов налета. Говорит, летал на многом – на вертолетах, самолетах, мотодельтапланах, парапланах, планерах. Детство провел в авиационных гарнизонах, его отец летал на грузовых самолетах. В восьмом классе принял решение посвятить себя авиации. Первый свой самостоятельный полет совершил в июне 1987 года – пилоты говорят, что в такой день у них вырастают крылья. Рассказывает, как во время первого ознакомительного полета с инструктором смотрел на приборы, по сторонам и недоумевал: как найду дорогу обратно из пилотажной зоны на аэродром вылета? Такими историями подбадривает тех, кто после первого полета отчаивается однажды вырасти в полноценного пилота. Довгаль говорит, необучаемых курсантов у него не бывало.
"Веселое настроение приветствуется. Но об алкоголе и говорить не стоит – я чувствую даже одеколон. Летчики и диспетчеры у нас не пьют, да и пилотов-любителей ни разу не отстраняла от полета. Тут работают люди, влюбленные в авиацию. Не было такого, чтобы гуляли допоздна – и за штурвал. В такой ситуации пилот лучше вовсе не полетит", – сказала фельдшер.
Но это в учебном центре ей не доводилось отстранять пилотов. Прежде в работе бывало всякое – а поработала она с летчиками и в Афганистане.
Светлана Анатольевна любит самолеты не меньше, чем сами пилоты. И на понятном примере поясняет, что значит абстрактное "человек, влюбленный в авиацию".
"И на операции идут, искривление носовой перегородки устраняют, гланды вырезают. У одного молодого человека, который мечтал быть пилотом, был слабый вестибулярный аппарат. Он каждый день в течение года приходил заниматься на кресло Барани – вращающийся тренажер – и за год натренировался так, что легко прошел комиссию", – рассказала она.
Между Слуцкой трассой и М-1
"Все, теперь готовимся к вылету", – говорит Довгаль, и во второй раз, теперь уже в солнечную погоду, вместе с корреспондентами Sputnik направляется к ангару с самолетами.
С некоторыми курсантами летают на далекие расстояния: один из самых красивых маршрутов – на Мирский и Несвижский замки. Корреспондентам Sputnik же решили показать, как выглядят с высоты Минск и его окрестности.
Минск с высоты кажется небольшим, город полностью просматривается через фонарь самолета. Несмотря на огромное количество приборов на панели, курсантов учат визуальному полету, чтобы они могли посадить самолет, даже если вся навигация, кроме одного компаса и нескольких аналоговых приборов, откажет. Да и сложно не смотреть по сторонам, когда взлетаешь на 700 метров над городом.
"Там Сухарево, вот Слуцкая трасса, там Чижовское водохранилище", – проводит пилот лучшую из возможных экскурсий над Минском и его весенними живописными окрестностями.
Все это время за самолетом следит руководитель полетов. Бывает, что в зоне выполнения полетов одновременно работают несколько воздушных судов, и тогда нужно быть особенно внимательным.
"К тому же до высоты в 100 метров авиация ультралайт – весом до 115 килограммов – может летать без разрешения. Поэтому нужно постоянно вертеть головой на 360 градусов", – поясняет Довгаль.
Постоянно вертеть головой приходится и корреспонденту Sputnik – нужно успеть снять Минск с высоты на видео.
Диспетчерская служба Минского района МДП видит все самолеты. И все полеты в небе выполняются согласно поданным накануне заявкам и согласованным маршрутам.
"А птицы – это серьезно?" – спрашиваем, вспоминая фильм "Чудо на Гудзоне".
"Птицы – это очень серьезно, это наши враги", – соглашается Довгаль.
Если вы, сидя в большом "Боинге", переживали, когда самолет заваливался после взлета на одно крыло, спешим вас успокоить: таким образом воздушное судно совершает разворот. Даже крен в 60 градусов проходит для маленького самолета легко – другое дело, что "Боинг" себе такого пилотажа позволить не может, там крены куда меньшие.
Зато небольшой Viper, который на скорости в 80 километров в час уже отрывается от земли, может позволить себе не только глубокие крены, но и другие элементы пилотажа. Но ради спокойствия корреспондента Sputnik, который в этот день выступает от лица всех аэрофобов, ни петель, ни штопоров решено было не делать.
Если вы вспомнили новости о легкомоторных самолетах, которые падают на жилые дома, то и тут пилот успокаивает впечатлительных.
"Летчики – люди жертвенные и до последнего будут пытаться отвести самолет от людей", – уверяет командир отряда. Более того, даже если у самолета откажут все двигатели, он способен планировать. Тот же Viper может с высоты 1000 метров планировать на восемь километров – а это достаточное расстояние для того, чтобы успеть подобрать безопасную площадку и приземлиться.
Сколько стоит самолет
Учебный центр создавался для подготовки пилотов из Конго. Когда программу выполнили, центр решили не закрывать, и теперь здесь учатся наши соотечественники, а также гости из России, Казахстана и даже Непала.
"Есть ребята, которые мечтают стать профессиональными пилотами. Отлетав сорокачасовую программу, они с удостоверением PPL могут поступать на заочное отделение авиационного вуза. Есть ребята, которые арендуют самолеты и выполняют полеты в свое удовольствие. Есть те, кто покупает свои самолеты и после учебы выполняет полеты как частный пилот. На сегодняшний день в Беларуси мы являемся монополистами в этой сфере, да и у соседей конкурентов немного. Даже россияне предпочитают приезжать учиться сюда, а не в Москву – им нравится наш климат, да и небо в Минской воздушной зоне не такое загруженное", – рассказывает Довгаль.
Сейчас для пилотов-любителей меньше преград, чем было прежде. Пилотировать могут даже те, кто носит очки. Если зрение не единица, это для потенциального курсанта не проблема, но остается другая сложность: авиация – хобби для людей состоятельных. Зато есть общественные организации, которые помогают обслуживать самолеты. В любом случае, любители авиации одни не останутся, уверяет Довгаль.
Бюджетный самолет можно купить примерно за 50 тысяч долларов. А предела цене не бывает – можно приобрести аппарат за миллион и еще дороже.
Для чего некоторые готовы тратить такие деньги и почему все, кто здесь работает, говорят об особенной влюбленности в небо?
"Небо может быть хмурое, могут низко висеть тучи и моросить дождь или падать снег, но когда пробиваешь облака, там всегда солнышко. Небо для меня – это жизнь", – говорит Довгаль, высаживает корреспондентов Sputnik, а сам спустя полчаса снова отправляется в небо.