Коррупционная зачистка в Беларуси: без "ментовских войн", заказов и политики

Колумнист Sputnik Александр Шпаковский размышляет о борьбе с коррупцией в Беларуси и о том, можно ли избежать рецидивов этого непростого общественного диагноза.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Судя по всему, в Беларуси разворачивается очередная волна перманентной антикоррупционной кампании, которая вновь может обрасти различными досужими домыслами и измышлениями, если государство не сумеет обеспечить свои действия качественным информационным сопровождением.

Вакульчик: задержания по делу медиков продолжаются

"Сажали и будем сажать!"

Между тем никаких особых сенсаций на самом деле нет, ведь в недавнем послании белорусскому народу и парламенту Александр Лукашенко, видимо, реагируя на упреки в "драконовских мерах", которые порой адресуются власти, вновь очень жестко высказался о наказании за коррупционные преступления. "Сажали и будем сажать! За то, что они творят. Не надо на меня за это обижаться, прощения за это не будет никому. Мне уже, знаете, как-то и неудобно: развернули эту борьбу, вон на очереди уже опять сотня человек, мне доложили. Деваться некуда! Я уже сижу и думаю, завтра опять начнется навал целый: ну как можно простить, когда ты бедноту обдираешь?" – заявил тогда белорусский президент.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы разобраться в сути этой цитаты Лукашенко. Совершенно очевидно, что спецслужбы предоставили главе государства материалы в отношении "сотни" коррупционеров, а значит, уже в перспективе ближайшего месяца следовало ждать громких задержаний чиновников и бизнесменов и увлекательных историй о "бегстве в сторону польской границы". Причем свою оговорку о "сотне человек на очереди" президент, с большой долей вероятности, допустил сознательно, а в это время оперативники внимательно следили за поведением объектов разработки, которые должны были судорожно пытаться замести следы преступлений, таким образом еще больше изобличая себя и других членов преступного сообщества. 

Силовики вторые сутки не комментируют информацию СМИ о задержании Втюрина

То есть, по большому счету, все понятно, в Беларуси снова чистят коррупционеров, причем, в отличие от многих других государств, за этой кампанией нет никаких "ментовских войн", заказов или политической подоплеки. Общеизвестно, что неприкасаемых в нашей стране нет и меч правосудия с одинаковым рвением сечет покаянные головы директора школы, главврача, министра или генерала. Однако, помимо справедливости наказания, всегда существует вопрос эффективности применяемых мер, ведь, несмотря на успехи правоохранительных органов в пресечении коррупционных проявлений, в Беларуси все равно воруют, и статистика указывает на то, что из года в год таких преступлений регистрируется все больше.

Борьба с коррупцией в цифрах

При этом, с одной стороны, то, что преступления выявляются, – это очень хорошо, так как наиболее опасной является скрытая, латентная коррупция, а с другой стороны статистические данные последних лет настораживают. Получается, что количество преступлений коррупционного характера увеличивается с 2015 года, а жесткие меры правоохранительных органов пока не останавливают преступников.

Причем тезис о том, что маленькие зарплаты вынуждают чиновников брать взятки, в данном случае вряд ли применим, так как за последнее время на слуху разоблачения высших должностных лиц, таких как помощник президента Ровнейко, заместитель министра здравоохранения Лосицкий, заместитель председателя Мингорисполкома Доморацкий и прочие чиновники, которых по материальному положению никак нельзя было отнести к категории "обиженных и угнетенных". То есть простые решения в виде роста заработной платы, предоставления дополнительных социальных гарантий государственным служащим выглядят недостаточными. Так же, как и "драконовские меры" не приносят желаемого результата в виде появления чиновника-патриота, "слуги народа", готового работать не на карман, а на совесть.

Взяточничество

 200720082009  2010  201120122013201420152016  2017
1066 9181136  1323   1322933   1319  782  1112  12521922

 Белстат. "Преступность Беларуси" (По данным Министерства внутренних дел)

"Сажали и будем сажать!" – гневно заявляет президент. "Брали и будем брать!" – тихонько шипят в ответ коррупционеры. На первый взгляд, непонятно, где же выход из этого замкнутого круга, так как коррупция серьезно ослабляет белорусское государство, и сам по себе факт осуждения взяточника можно сравнить лишь с удалением больного зуба, а дальше ведь предстоит дорогостоящая процедура протезирования, поиска и подготовки нового управленца.

"Кадры решают все!" – говорил когда-то товарищ Сталин, и в современном мире эта формулировка не менее актуальна, чем в годы Великой Отечественной войны. Искоренение коррупции или хотя бы минимизация коррупционных преступлений – обязательное условие для экономического рывка, в то время как коррумпированный характер государства – лучший способ отстать навсегда.

Экс-начальник ГУПР Барисевич приговорен к 14 годам лишения свободы

Для иллюстрации этой аксиомы достаточно посмотреть на Швейцарию или Сингапур с одной стороны и близкие нам Молдову и Украину с другой. Безусловно, в Беларуси уровень коррупции намного ниже, чем в целом на постсоветском пространстве и в ряде стран Восточной Европы, однако проблема, как видим, существует и имеет тенденцию к росту.

Не сворачивать с выбранного пути

Однако думается, что с выбранного курса сворачивать не нужно, полицейские меры действительно стоит дополнить высокими гарантиями для государственных служащих, а вопросом подготовки управленческой элиты стоит озаботиться еще со школьной скамьи через систему специального отбора талантливых и мотивированных кадров (молодежные парламенты, студенческое и школьное самоуправление, интернет-проекты а-ля "Умные Сети" и пр.).

Вместе с тем наказание за коррупционные преступления необходимо максимально ужесточить, и в первую очередь не за счет увеличения срока лишения свободы, а за счет максимизации запрета занимать руководящие должности в коммерческом и государственном секторах, вплоть до пожизненного ограничения в случае рецидива. Кроме того, успешная практика многих государств указывает на то, что коррупционеров необходимо выводить из тени, предавать их действия максимальной огласке, создавать в обществе атмосферу нетерпимости к проявлениям коррупции.

Отдельный вопрос – это становление демократических институтов, системы суверенного гражданского общества и укрепление местного самоуправления, когда сложная модель сдержек и противовесов не позволит чиновнику запросто "порешать" вопрос, какое бы влиятельное положение в иерархии он ни занимал.

В общем, что бы ни казалось скептикам, на самом деле белорусское государство еще в начале своего пути и решение руководства вести непримиримую и постоянную борьбу с коррупцией является стратегически верным. Главное в этом случае – не сомневаться в собственной правоте и постоянно совершенствовать государственную политику, не замыкаясь исключительно в области уголовно-репрессивных методов.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции