Африканские страны после падения европейского колониализма на континенте в 1960-е годы проходили через сложный период государственного становления, но там не было классических национальных государств, потому что местные этнические группы все еще были на стадии племенного строя.
Руанда, которая избавилась от бельгийского протектората, в основном была населена двумя народностями – тутси и хуту, которые имели сходную культуру и языки. Однако если первые были скотоводами и представляли собой военную элиту, то вторые занимались земледелием и находились в подчиненном положении, несмотря на то, что они представляли подавляющую часть населения.
Почему прямые выборы – не всегда хорошо
Бельгийское королевство распространило свою власть на "Землю тысячи холмов", как называлась Руанда на местном языке, и для удобства управления опиралось на местных воинственных тутси, которые составили основу армии, полиции и государственного аппарата. При этом хуту оказались фактически не у дел.
Таким образом колониальная администрация усугубила традиционное для африканских племен противостояние по линии "скотоводы против земледельцев". Такая политика позднее приводила к вспышкам трайбализма и в других странах Африканского континента.
Ситуация обострилась после ухода бельгийцев, которые не нашли ничего лучше, чем провести в стране, где нет гражданской нации, прямые выборы. Естественно, это привело к тому, что пирамида власти, привычная для Руанды, перевернулась только потому, что хуту было в разы больше.
Вышло так, что тутси фактически стали отстранять от власти. В соседней стране Бурунди, где также жили тутси и хуту, происходили столкновения на этнической почве. В Уганде эмигранты из племени тутси создали Руандийский патриотический фронт, в который также входили и умеренные хуту.
В самой Руанде также росло напряжение между двумя народами, которые фактически говорят на одном языке, но имеют разный уклад жизни.
Гражданское противостояние вылилось в конфликт в 1993 году. Тогда масштабную войну удалось приостановить с помощью международного вмешательства, потому что правивший страной Жювеналь Хабиаримана, хоть и был хуту, но искал поддержки у западных стран, потому что старался поддержать мирное сосуществование двух племен.
Союз мачете и радио
В условиях все более набирающего вес и силу Руандийского патриотического фронта находящиеся у власти хуту стали формировать различные отряды из молодежи, которые были их опорой.
Так в Руанде появились Импузамугамби (те, кто имеет общую цель – Sputnik) и Интерахамве (те, кто нападает вместе – Sputnik). Официальные власти позволяли им вооружаться, но все равно главным их оружием оставалось традиционное мачете. Только такие парамилитаристские отряды, сформированные из молодежи, не имели воинской дисциплины и действовали зачастую стихийно.
Руандийские военные не были довольны двадцатилетним правлением Жювеналя Хабиаримана, и в их среде зрел план не только его свержения, но и проведения этнических чисток.
Все это привело к тому, что 6 апреля 1994 года он был убит вместе с президентом Республики Бурунди Сиприеном Нтарьямирой в результате обстрела самолета из ПЗРК при подлете к столице Кигали.
Главным рупором пропаганды среди хуту было "Свободное радио и телевидение тысячи холмов", которое сразу после инцидента призвало хуту собираться в отряды и убивать, грабить и насиловать своих соседей тутси.
Трудно переоценить силу средств массовой пропаганды, ведь в течение трех месяцев было уничтожено порядка миллиона людей, среди которых всего 10% пришлось на хуту, которые не поддерживали действия военных.
Маленький – не значит слабый
В условиях, когда в Руанде шло уничтожение тутси, а ООН оказалась бессильна перед вспышкой насилия, как и все международное сообщество, лидер Руандийского патриотического фронта Поль Кагаме заявил о прекращении перемирия.
В условиях, когда тутси значительно уступали в численности армии Руанды и отрядам боевиков, состоящим из хуту, свою роль сыграла военная выучка и дисциплинированность. РПФ не только наносили поражения руандийской армии, но и совершали диверсионные вылазки на территорию врага для того, чтобы дать мирному населению возможность покинуть территорию боевых действий.
В отличие от официальных властей Руанды, Поль Кагаме заявлял, что его целью является спасение людей, чем вооруженные тутси и занимались. В итоге это привело к взятию Кигали силами РПФ. В июле 1994 года тутси сумели победить и прекратить геноцид, который по своим масштабам и скоротечности не знает примеров в истории.
После прекращения массового истребления людей в стране было сформировано коалиционное правительство, состоящее из умеренных хуту и тутси. Новым президентом страны стал хуту Пастер Бизимунгу.
Четверть века боли
В воскресенье 7 апреля действующий президент Руанды Поль Кагаме в день 25-й годовщины начала геноцида тутси призвал всех жителей Африки сопротивляться этническому национализму.
Именно этот день считается официальной датой памяти жертв 100-дневного геноцида в Руанде. В траурных мероприятиях приняли участие лидеры иностранных государств, в том числе председатель Еврокомиссии Жан Клод Юнкер.
Президент Руанды зажег пламя памяти у мемориала в столице страны Кигали и заявил, что "в 1994 году не было никакой надежды, только тьма. Сегодня отсюда струится свет".
Читайте также:
- Путешествие в страну тысячи холмов – эксклюзивные кадры из Руанды
Новая Зеландия: манифест убийцы под танец хаку уличных банд Крайстчерча