Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

Доктор гуманитарных наук из Лондона убеждена, что с помощью музыки можно найти подход даже к самому неконтактному ребенку.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Доктор гуманитарных наук Лиза Маргеттс в понедельник побывала в Минске, где обучала белорусских специалистов общаться с детьми с аутизмом.

Британка – автор методики, которая получила восторженные отзывы. Даже самые замкнутые дети, с которыми работали по этой программе, начинают общаться. Единственный способ коммуникации, который использует Маргеттс, – музыка.

Главный инструмент

Никто не знает, почему некоторые дети с аутизмом не говорят. Как никто не может предсказать, когда они заговорят и будут ли они говорить вообще. Но это не значит, что они не могут общаться. Музыка как раз и является таким инструментом, который стимулирует диалог.

Так поясняет свою идею использовать музыку как коммуникацию Лиза Маргеттс.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

Впервые она приехала в Беларусь в 2009 году. Лиза уже много лет возглавляет кафедру музыкальной терапии в "Норвуде". Это самая старая в Великобритании благотворительная организация, которая почти 200 лет обеспечивает уход для людей с особенностями развития.

Чудеса и только: история белоруски и американца, которые лечат детей

Британка вместе со своими коллегами из "Норвуда" посетила Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Партизанского района Минска, где активно внедряли британскую программу раннего вмешательства Portage. Программа имела большой успех. Некоторые дети с ДЦП учились ходить, а ребята с аутизмом – разговаривать.

Белорусские специалисты к тому моменту прошли тренинги по профессиональной этике работы с детьми с особенностями и были готовы осваивать новые приемы и методы работы. 

"Лиза приезжала сюда два раза. Она настолько впечатлилась центром и тем, как специалисты открыты для всего нового, что решила сделать с ними большой проект", – рассказывает Sputnik исполнительный директор Международного общественного объединения "Волюнтас" Галина Шварц.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

"Сотрудники центра настолько хотели учиться, что это было очень легкое решение. Я сразу поняла, что, если люди хотят, надо с ними работать", – признается Маргеттс.

В 2012 году Лиза решила писать докторскую диссертацию. На протяжении следующего года она собирала материал. Проект Маргеттс базируется на теории британского педиатра Дональда Унникотта, который изучал подходы к раннему развитию детей.

"Идея была в том, чтобы попробовать использовать музыку как средство коммуникации с детьми, которые не разговаривают. Причем необязательно быть музыкантом и играть на музыкальном инструменте. Главный инструмент – это человек", – поясняет Шварц.

Изменения внутри

Во время работы над диссертацией Маргеттс решила, что будет основывать ее на материале белорусского центра. Она несколько раз приезжала в Минск. Показывала сотрудникам центра, как использовать музыку как средство общения.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

"Сотрудники прошли курс обучения, специально разработанный Лизой Маргеттс. Далее они должны были записать на видео 10 своих занятий с детьми, чтобы проследить, как меняется их взаимодействие. Эти видео были переданы Лизе, которая провела анализ. В прошлом году она защитила докторскую диссертацию", – говорит Sputnik Галина.

Те, кто был на защите, обратили внимание, как вовлеченно и профессионально работают на видео специалисты из Беларуси.

"Они вложили все в проект, поскольку хотели, чтобы произошли внутренние изменения в них самих", – говорит Лиза.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

Сотрудникам пришлось сломать привычные стереотипы в своей работе, поясняет Шварц. Согласно теории Унникотта, педагоги не должны торопить ребенка ради учебной программы. Главная их задача – научиться ждать, пока ребенок будет готов к взаимодействию, и подстроиться под его темп.

Перемены внутри специалистов повлекли за собой серьезные изменения в жизни детей. Британка вспоминает о самом ярком случае. Во время пилотного проекта в Минске работали с мальчиком с аутизмом. У ребенка было сложное деструктивное поведение. Он не разговаривал и агрессивно реагировал на любой контакт.

"Когда уже снимали последнее видео, ребенок мог играть. То есть сформировалось очень позитивное взаимодействие между ним и специалистом. Это открыло возможность для обучения, потому что, когда ребенок играет, он обучается", – поясняет Маргеттс.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

Почему музыка?

Как работает проект, британка наглядно показала во время последнего визита в Минск. Семинар прошел в ЦКРОиР Партизанского района. На встречу пригласили специалистов, которые работают с детьми с аутизмом в Минске, Витебской, Могилевской и Гродненской областях.

Сняв ботинки, Лиза садится на пол так, чтобы оказаться на одном уровне с 3-летней девочкой. В руках у специалиста – ксилофон. Она начинает играть на музыкальном инструменте и в то же время смотрит на ребенка. В руках у девочки тоже есть палочка. Сначала она ведет себя рассеяно, но вскоре ее внимание поглощено игрой.

Также проходит занятие для специалистов. Им предлагают общаться друг с другом с помощью музыкальных инструментов. Такой подход учит прислушиваться к другому человеку, особенно если тот не умеет говорить.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

Проект Лизы сегодня работает в ЦКРОиР Партизанского района. Обучение прошли восемь его сотрудников. Во время пилотного проекта они работали с восемью детьми. Но постепенно круг их подопечных расширяется.

"Даже если мы будем думать о музыке в социологических терминах, она – неотъемлемая часть нашей жизни с самого рождения, когда наша мама пела нам колыбельную. Мама использует в качестве музыкального инструмента свой голос для того, чтобы сформировать привязанность между ней и ребенком. Музыка является фундаментом этих отношений", – поясняет Маргеттс.

Волшебная музыка: британка учит общаться детей с аутизмом из Минска

"Во время проекта мы очень много использовали голоса – мы пели. Специалисты узнали, как использовать инструменты, чтобы подстроиться под ребенка. Этот процесс, когда специалист слушает ребенка и наблюдает за ним, помогает сформировать внутреннюю связь. Этот проект – не о том, чтобы петь песни и музицировать. Он о том, как использовать любой музыкальный инструмент как средство для общения", – поясняет британка.

Недавно Всемирная федерация музыкальной терапии провела исследование, добавляет Лиза. Эксперты изучали, в каких странах используют музыку как вид коммуникации. Оказалось, что музыкальная терапия есть во всем мире, пусть и в разных пропорциях. А это громче всяких слов, считает британский специалист.

Читайте также: