Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Совсем рядом со столицей люди круглый год не могут дышать из-за отвратительных запахов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Летом и весной - отходы очистки сточных вод "Минскводоканала", осенью и зимой – полигон "Тростенецкий", круглый год – Минский кожевенный завод. И это еще не весь спектр запахов, сменяющих друг друга в агрогородке Гатово и близлежащих деревнях Минского района, удаленных от столицы на 12-15 километров.

Городская среда: Минск ароматный и "с душком"

Корреспондент Sputnik Тамара Зенина вдохнула запахи столичного пригорода.

А у нас мусорный полигон! А у вас?

Местные жители не хуже химиков с одного вдоха определяют, откуда сегодня ветер дует: если пахнет сероводородом, значит, с кожзавода, если сероводородом с примесью аммиака, значит, бродят иловые пруды-отстойники водоканала.

"Я переехала сюда из Мстиславля. Мы специально искали участок в Минском районе. Когда несколько раз сюда приезжали, смрада не было – и мы купили землю. Последние три лета запах очень сильный – это невыносимо! Пахнет отстойником, фекалиями", – жалуется Светлана Софронова из деревни Серафимово, которая находится в нескольких километрах от Гатово.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Объезжая деревни возле агрогородка, можно изучить весь диапазон местного зловония.

"Мы живем в бывшем военном городке, нашу часть расформировали. Обычно мы слышим запах не только кожзавода, не менее ужасные запахи доносятся и с полигона возле Сосен (полигон "Тростенецкий" – Sputnik). От отстойников тоже, конечно, веет. А еще у нас прямо в городке открыли свалку!" – рассказывает жительница поселка Дачное Анна Францевна, как их поселок запахи буквально взяли в кольцо.

"Мой отец был военным, и мы переехали сюда в 86-м году. Тогда как раз только построили кожзавод. Сколько помню свое детство, запах был всегда", – утверждает еще одна жительница поселка Светлана.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Она показывает нам место на окраине бывшего городка в лесу, где компания "Экология города" открыла свой полигон. Сначала, по словам Светланы, туда свозили только древесные отходы и измельчали их.

"Теперь здесь и строительный мусор, и бытовой – смотрите, какие горы!" – указывает женщина на свалку, действительно напоминающую не "кучу", а горы мусора, которые заполняют все большую территорию.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Судя по интенсивности, а за 15 минут мы насчитали семь мусоровозов, свалка недолго будет подбираться к домам местного населения.

"Запах из военного городка доходит и до нас. Но особенно сильный запах от очистных. Летом форточки открыть невозможно. Моя жена вообще не может его переносить, ей становится плохо", – встречаем по пути жителя еще одного населенного пункта Валентина Силина из деревни Михановичи.

Как живет Синило между прудами с фекалиями

Ближе всех к прудам-отстойникам расположена деревня Синило. Ее жители страдают от неприятных запахов больше всего.

В последнее лето, утверждают местные, вонь вообще была невыносимой. Это заставило местных активистов провести собственное расследование.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

"Минскводоканал" имеет в Минском районе 17 иловых площадок, куда свозит обезвоженные осадки очистки сточных вод. Расположены они как раз возле Синило.

На предприятии рассказали, что их отходы представляют собой "фракции влажностью 80%". Их и сбрасывают в пруды-отстойники.

Местные жители заподозрили, что предприятие не всегда добросовестно относится к данному процессу.

"Что-то они там мутят. Потому что иногда никаких запахов нет по нескольку дней, а иногда, это бывает и зимой, и летом, последний раз дня три назад, просто дышать невозможно! До тошноты и удушья – очень ядреная штука", – утверждает продавец местного магазина Александр Пашкун.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Он рассказывает, что обычно вонь накрывает деревню в вечернее и ночное время либо рано утром. После жалоб в различные инстанции в деревню неоднократно приезжали специалисты делать замеры.

Например, Минский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в ноябре прошлого года брал пробы воздуха в трех точках в деревнях Синило и Михановичи. Одной из "точек" в Синило был дом Александра Пашкуна.

"Сумма отношений концентраций веществ и их ПДК с учетом пределов чувствительности методик по группе суммации аммиак-сероводород в точке по адресу: д. Синило, 120 превышает единицу", – установили специалисты.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Собрав больше трех тысяч подписей, местные жители дошли до бывшего мэра Минска Андрея Шорца.

"Мы высказали ему свое предположение о том, что некоторые отстойники выработали свой ресурс, их нужно законсервировать. На наше обращение городские власти дали официальный ответ, что "с конца 2013 года выгрузка обезвоженного осадка сточных вод осуществляется только в пруд-накопитель №17. Выгрузка в остальные пруды после их заполнения не осуществляется", – рассказал местный активист Андрей по телефону из Минска.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Андрей, как и остальные жители Синило, считает, что переполненные отстойники начинают бродить снова, отсюда и удушливый запах. Кроме того, молодой человек предполагает, что водоканал иногда "грешит тем, что делает аварийный сброс в пруды без предварительной очистки".

Мы проехали вдоль прудов-отстойников, которых скоро будет 18. Сейчас ведется активное строительство очередного котлована. Большинство машин с отходами действительно направляются в сторону 17-го отстойника. Но съемка показала, что на снегу есть и свежие следы к старым прудам.

"Никаких законсервированных прудов у нас нет. После того, как ил высыхает и проседает, мы имеем право сбрасывать отходы в любой отстойник, где появилось место", – отметил начальник производства "Минскочиствод" Минского водоканала Андрей Герасимчик.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Он считает, что положение в корне изменится после окончания крупной реконструкции Минских очистных, инвестором которой выступают европейские банки.

"Одним из этапов реконструкции будет строительство комплекса сооружений по утилизации осадков. Предполагается, что это будет двухстадийный процесс – сбраживание и последующие сушка и сжигание осадков", – сообщили на "Минскводоканале".

– А зачем тогда вы строите еще один отстойник?

– Он строится только на время реализации проекта, – заверили на предприятии и уточнили: – На пять лет.

Всего-то…

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Запах или работа?

Гатово – немаленький агрогородок с десятитысячным населением. В нем есть школа, детские сады, амбулатория. Не хватает культурно-оздоровительных объектов, например, ФОКа, а еще кинотеатра.

Зато промышленных предприятий здесь больше, чем во многих крупных городах. Большая часть поселка – это промышленная зона с десятками различных производств.

Увы, пруды-отстойники "Минскводоканала" – не единственное место, откуда местные жители ждут подвоха.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Еще один отстойник хочет построить и местный кожевенный завод. В настоящее время проект находится в стадии разработки. Руководство завода еще только готовится представить его на обсуждение местным жителям, но, измученные "вонючим" опытом, они уже написали петицию и собирают подписи против объекта.

"Мы сделали отчет о воздействии будущего объекта на окружающую среду и готовы представить его на общественные обсуждения. Изначально мы решили, что экономить на безопасности не будем, и проработали разные моменты. Например, между землей и нашими отходами будет проложен слой из очень качественного материала, что исключит протечку в грунтовые воды", – поделился главный инженер ОАО "Минское производственное кожевенное объединение" Юрий Ваталюк.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

Он заверил, что предприятие "не собирается всю жизнь складировать отходы в отстойник и ищет другие варианты".

В настоящее время белорусский завод изучает опыт аналогичного в Рязани, где применяется очень тщательная технология очистки ила, который и так имеет низкий четвертый класс опасности. Полученную в результате фракцию можно будет использовать для насыпи автомобильных дорог.

"Также мы планируем переработать партию нашего ила на экспериментальной российской установке, которая, как нам обещают, может уменьшить его количество в три раза и уничтожит запах, после чего ил также можно подсыпать на дороги", - перечисляет варианты представитель кожевенного производства.

"Что касается сероводорода, то мы уже внедряем новую технологию по его осаждению", – удивляет Юрий Ваталюк.

– То есть скоро неприятного запаха не будет?

– Вы же понимаете, что "скоро" – это не завтра, – указывает неопределенные сроки собеседник.

Ежедневно на предприятии производятся десятки тонн отходов. Только иловых – 30 тонн. Сейчас они складируются на полигоне, который уже почти выработал свой ресурс и скоро будет рекультивирован.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

"Если у нас не появится нового полигона, производство остановится", – уверен главный инженер.

При этом он отмечает, что большая часть работников предприятия – сами местные жители.

О вкусах и запахах не спорят

Весь "букет местных ароматов" нам не повезло уловить (или повезло не уловить?). В день нашего приезда в Гатово пахло только сероводородом. Утверждать, откуда именно, не буду. К этому представители местных предприятий относятся болезненно.

"У каждого свое восприятие запахов. Мне может не нравиться даже то, как пахнет какой-то человек. Я бы не стал утверждать, что запах, который вы почувствовали, именно от нашего производства. Мы периодически проводим замеры и самостоятельно, и со специалистами Центра гигиены – все всегда в норме. К тому же здесь десятки предприятий, среди них много тех, что могут "пахнуть", например, канализация поселка, еще иловые пруды "Минскводоканала", – предположил главный инженер кожзавода Юрий Ваталюк.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

"Запах зависит от направления ветра, почему вы решили, что это именно наши пруды пахнут? Там рядом поля фильтрации, кожевенный завод", – высказал прямо противоположное предположение представитель водоканала Андрей Герасимчик.

Интересная особенность агрогородка, вызывающая ностальгию у жителей мегаполиса, – ларьки на остановках, которых в Минске нет уже давно. Места здесь и вправду тихие, люди приветливые.

Удивительно, но, пожаловавшись на запах, больше местные жители ни одного плохого слова о своем районе не сказали.

Зловонное Гатово: жители задыхаются, а им строят новый объект "с запашком"

"Да, запах бывает невыносимым примерно два-три раза в две недели. Мы переехали в Гатово в 2002 году из Минска и ни разу не пожалели об этом! В Минске мы жили в районе железнодорожного вокзала – и это было ужасно", – сказала продавщица маленького магазинчика Людмила Макеева.

"Я живу здесь 45 лет и считаю себя счастливым человеком. Поверьте: 15 минут добираться до работы – многого стоит!" – привел неоспоримый аргумент главный инженер кожзавода Юрий Ваталюк.

Читайте также: