Портрет жертвы
Горячая линия для пострадавших от домашнего насилия была открыта 6,5 года назад, и за это время туда обратились почти 12 тысяч человек. В организации убеждены, что домашнее насилие – это проблема с женским лицом.
"По опыту нашей горячей линии, 96% страдающих от домашнего насилия – это женщины. Оно, к сожалению, не знает социальных границ, его жертвами могут стать женщины в любом возрасте, любого статуса и любого вероисповедания", – констатировала Анна Коршун.
Специалисты горячей линии даже составили усредненный социальный портрет жертвы домашнего насилия в Беларуси.
"Это женщина в возрасте от 27 до 40 лет, проживающая чаще всего в Минске или Минской области и воспитывающая одного или двух детей. Более чем в 50% случаев эти женщины страдают из-за своих законных супругов или интимных партнеров", – озвучила цифры руководитель организации.
Чем отличается домашнее насилие от обычных семейных конфликтов
Часто жертвы домашнего насилия сами не понимают, с чем столкнулись.
"Любые партнерские отношения сталкиваются с конфликтами, и это нормально. Вместе с тем домашнее насилие – это не норма, и такого быть не должно. Оно выходит за рамки правовых отношений, это нарушение прав одного человека другим человеком", – подчеркнула Коршун.
Спикер рассказала, как отличить одно от другого.
"Во-первых, домашнее насилие отличается от конфликта тем, что оно циклично – оно развивается по определенному сценарию. Были вспышки агрессии, возможно, даже с применением физического воздействия, а потом примирение, и снова тревожные звоночки. Вторая отличительная черта насилия – это то, что со временем оно ужесточается: сами акты насилия становятся чаще, и оно становится более жестоким. Третья отличительная черта насилия состоит в том, что в ситуации конфликта оба партнера выступают на равных позициях. В ситуациях с домашним насилием один человек пытается установить власть и контроль над жизнью другого человека, пытается диктовать, как ему поступать, с кем общаться", – рассказала руководитель горячей линии.
По ее словам, одним из признаков может стать эффект "выжженной земли", когда партнер запрещает жертве общаться с подругами, с родственницами, и она становится оторвана от внешнего мира, живет наедине с собой и со своими чувствами.
Кроме того, агрессор постоянно внушает жертве чувство вины за то, что происходит с ней. "Он говорит: "Это ты виновата, что я тебя избил, потому что ты ведешь аморальный образ жизни, ты плохая мать, плохая жена и так далее". На самом деле причин насилия нет. Если человек склонен к проявлению насилия, он будет его проявлять", – заключила Анна Коршун.
Читайте также:
Как работает горячая линия для пострадавших от домашнего насилия
Жертва семейного насилия: очень долго я считала, что все так живут
Домашнее насилие над мужчинами: как сильный пол становится слабым
Лукашенко о домашнем насилии: поотрубать бандюганам руки