Варфоломеевская ночь всемирного православия

О церковном расколе и исторических параллелях рассуждает колумнист Sputnik Андрей Петрашкевич, который в течение 22 лет был пресс-секретарем митрополита Филарета (Вахромеева).
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Личный мотив — это ключ от всех дверей, за которыми происходило зачатие, а теперь совершаются роды новой религиозной структуры на Украине. этот ключ запросто открывает не только тайные ларчики именитых участников процесса, но также исторический ящик Пандоры.

Украинские власти хотят лишить УПЦ помещения в Киево-Печерской лавре

Светское экспертное сообщество обсуждает разгорающуюся церковную трагедию в основном в контексте электоральных конвульсий действующего президента Украины и хитроумной "американской многоходовочки", запитанной на Константинопольского патриарха Варфоломея. Сообщество церковных специалистов с обеих сторон соревнуется в трактовке древних канонов, а также в толковании комплекта документов 333-летней давности, исторических обстоятельств их возникновения и правомерности их нынешней отмены.

Тем временем самые ясные и доступные объяснения происходящего вселенского раскола православия буквально лежат на поверхности. Нужно только выйти на уровень психиатрии, отключить пафос, отфильтровать высокопарную риторику и настроить диапазон поиска на сектор личной мотивации действующих лиц. И мы увидим простые и понятные вещи, которые многое объясняют.

После смерти патриарха Пимена в 1990 году Киевский митрополит Филарет (Денисенко) был потрясен тем, что его не избрали следующим патриархом Московским и всея Руси. Ему было недостаточно того, что он стал Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем самоуправляемой Украинской православной церкви. Последствием пережитого потрясения стала патологическая фиксация психики, которая выразилась в непреодолимом влечении к патриаршему сану. По свидетельствам очевидцев, он был самым строгим членом Синода Русской православной церкви и, казалось бы, должен был понимать, что подобное патологическое влечение не случайно называется "компульсивным" и происходит от латинского глагола compulsare, что значит "принуждать".

Таможня Украины задержала тираж рождественского послания патриарха Кирилла

Ну, знаем же мы с вами, кто принуждает христианина ко греху! А он что, не знает? Знает. И впоследствии клятву давал и крест целовал на том, что не будет учинять раскол. Но позже он передумал. Тем самым пересек точку невозврата. И сделал это при помощи и рука об руку с членом Политбюро ЦК Компартии Украины, вторым секретарем ЦК КПУ, депутатом Верховного Совета Украинской ССР, членом ЦК КПСС Леонидом Кравчуком (все эти должности товарищ Кравчук занимал в том самом 1990 году).

Точкой невозврата для обоих стало 24 августа 1991 года, когда под председательством уже не товарища, а "пана" Леонида Кравчука Верховная рада приняла Постановление и Акт провозглашения независимости Украины. Запомним число и месяц этой даты.

Оба вооружились тезисом: в "независимом государстве" должна быть "независимая "церковь". И "бывший блаженнейший" гражданин Украины Михаил Антонович взял, да и учредил ее 25 июня 1992 года при поддержке первого украинского президента Леонида Макаровича. Правда, возглавил он эту структуру лишь через три с лишним года, после смертей двух своих предшественников и конкурентов.

Сегодня 89-летний пассионарий представляет собой проблему для Константинопольского патриарха и действующего украинского президента. Все эти годы его патологическая фиксация на "патриаршестве" лишь укреплялась, но после "объединительного собора" он вдруг одномоментно перестал быть "патриархом", не получив взамен практически ничего, кроме иллюзий и зыбких надежд. Нам предстоит увидеть, как личное саморазрушение этого человека будет отравлять все, что его пока еще окружает.

Патриарх Кирилл назвал полным провалом "объединительный собор" в Киеве

Патриарх Варфоломей моложе Михаила Антоновича на 11 лет. Главная патологическая фиксация его личности лежит в титульной области: его официальный титул — "Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх".

В этом титуле отражается фантомная боль под названием "византийская империя".  Эта боль обостряется с каждым веком, десятилетием, а теперь уже и с каждым годом с тех пор, как на Руси в XV–XVI столетиях возникла концепция "Москва — третий Рим". Вопрос "А как же мы?" с тех пор по сей день превращает фантомную боль в движущую силу. Именно поэтому патриарх Варфоломей является лишь наследником психической симптоматики своих многочисленных предшественников. Кроме того, резидентам патриархии в стамбульском квартале Фанар по-человечески обидно, что "Божественное Всесвятейшество и прочая…" воспринимается турецким государством не более чем руководитель греко-православной общины Турции, а у мировых лидеров он вызывает интерес лишь в контексте встраивания Константинопольского патриархата в систему либерально-демократического мироустройства и принятия им духа времени как главенствующего духа церковной жизни.

Как и в случаях Михаила Антоновича и Леонида Макаровича, патриарх Варфоломей очень гибок в своих взглядах и суждениях и умеет менять их на противоположные, не моргнув глазом. Впрочем, это неотъемлемая черта тех, кем движет именно дух времени, никакой другой. Сумерки христианского достоинства переходят в ночь совести… "Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" — спрашивает Иисус Христос (Мф. 6: 23).

Варфоломеевская ночь опускается не только на украинскую землю: она накрывает весь православный мир, и это — ночь его возможного раскола.

Каковы мотивы столь робкой реакции поместных православных Церквей на явное беззаконие фанариотов? Ведь реплики и устные высказывания к делу не пришьешь, а официально оформленных синодальных документов, отражающих позиции Церквей в связи с угрозой раскола православного мира, все нет и нет. При том, что теперь во всех патриархатах требовать для себя "церковного статуса" и "томоса" смогут те, кого библейский Иов Многострадальный называл "люди без имени, отребье земли" (Иов, 30: 8)!

Раскол в православном мире: какие поместные церкви на чьей стороне

Может быть, это неспешное ожидание, когда факт раскола свершится, и тогда прозвучит соборное слово? Возможно. Или все гораздо прозаичнее, и личный мотив — это опасение либерально-демократических репрессий? Кстати, а почему молчит Священный Кинот — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон? Отдельных частных суждений — и тех почти нет, не говоря об официально сформулированной позиции.

Чтобы понять, нужно вспомнить, что Святая Гора является частью ЕС, относительно которой принята специальная декларация: "Европейский союз признает, что особый статус Афона, гарантированный ст. 105 Конституции Греции, обусловлен исключительно причинами духовного и религиозного порядка. Поэтому Евросоюз позаботится о том, чтобы особый статус Афона был учтен при применении существующих и разработке новых правовых актов ЕС, особенно в части освобождения от таможенных сборов и налогов, а также по вопросам предоставления вида на жительство".

После церковного раскола количество паломников на Афон может сократиться

А вдруг ЕС передумает и пересмотрит свою декларацию, как передумал патриарх Варфоломей и отменил документы, подписанные аж в 1686 году? Ставки слишком высоки, и Афон будет ждать, чья возьмет. Это простодушные клир и паства Русской православной церкви не дожидались оправдания настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема, пока он сидел в тюрьме под следствием, а добивались его освобождения и молитвой, и словом, и делом.

Помните, в пятом абзаце я просил приметить дату 24 августа? В этот день в 1572 году, в канун дня святого апостола Варфоломея, во Франции по причине религиозных разногласий и глубокой личной неприязни началась резня, в которой погибло около 32 000 человек. Это была Варфоломеевская ночь.

Исторические параллели гарантированно пересекаются, если помалкивать.

* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции