Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Корреспондент Sputnik побывала на стройке отеля Hyatt, "экс-Кемпински", небоскребов "Газпром-Центра" и комплекса "Минск-Мир" и сравнила то, что есть там сейчас, с тем, что было год назад.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Год назад Sputnik устроил рейд по громким долгостроям Минска и выяснил, на каком этапе строительства они находятся. Чтобы узнать, поменялось ли что-то за прошедшее время, корреспондент Sputnik Ирина Петрович побывала в тех же самых местах.

Долгострои столицы: пациент скорее мертв

Выяснилось, что на строительной площадке отеля Hyatt все такая же тишина, "экс-Кемпински" внешне незначительно изменился, на "замороженной" стройке "Газпром-Центра" наступила оттепель, а комплекс "Минск-Мир" заметно разросся.

Предыстория

В октябре 2017 года президент Беларуси Александр Лукашенко назвал "жутью" долгострои Минска и потребовал навести порядок в городе за 2018 год. Кроме того, он предупредил ответственных за архитектурный облик столицы о том, что сроки строительства должны соблюдаться "железобетонно".

"Вместо двух лет пять лет стоят заброшенные, заросшие бурьяном в городе-герое Минске здания и помещения. Внимание начальников я уже на эти объекты обращал. Я прошу то, что я сейчас обозначил, иметь как жесточайшее указание к работе. Повторения больше не будет", — предостерег глава государства.

Проблемные дома "Тамбаза" завершит другой застройщик

Дело в том, что летом 2019 года Беларусь примет II Европейские игры. В Минск съедутся не только известные спортсмены и спортивные функционеры, но и зрители-туристы. Поэтому, по мнению Лукашенко, очень важно, чтобы страна оставила у всех только хорошие впечатления и запомнилась своей красотой и чистотой. Ведь если людям понравится, они вернутся снова. Тем более, к этому располагает недавно введенный в Беларуси 30-дневный безвиз.

Только мертвые с косами не стоят

Описать ситуацию на стройке гостиницы Hyatt по-прежнему можно одним словом – тишина. Единственное, что изменилось, — это забор, который обтянули более плотной тканью так, что теперь ни один любопытный прохожий не узнает, что там происходит. По периметру стройки все так же висят уже потрепанные таблички о том, что посторонним вход запрещен.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Но все же подобраться поближе можно, если зайти на территорию клуба активного отдыха, расположенного сразу за забором. "Нормальное соседство, видеокамеры на нас смотрят. Охрана каждые 15 минут здесь проходит, за нами следит. Нам, чем дольше отель не откроется, тем лучше", — засмеялись мужчины, работающие здесь. По личным причинам они пожелали общаться инкогнито.

По их словам, какие-либо работы на стройке уже давно не ведутся. "Строителей нет, только служба безопасности", — утверждает мужчина в камуфляже. "Так инвестора нет, как они сами говорят. Найти его сейчас сложно", — добавляет его товарищ.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Вообще они откровенно сомневаются в том, что эта стройка была нужна столице. "Еще один отель Минску нужен так же, как очередной торговый центр, — засмеялись они и тут же, вздохнув, добавили: — Можно было бы на этом месте какое-то производство построить, чтобы людей обеспечить рабочими местами. А гостиниц и так хватает".

Вдоль забора Hyatt гуляет мужчина с собакой. Его зовут Павел, он долгие годы живет в этом районе. "Лучше бы вообще здесь ничего не строили, потому что зона и так не очень большая. Я еще помню, когда здесь была, по-моему, улица Прогрессивная, когда здесь еще был частный сектор. А это здание, конечно, не вписывается здесь ни в какую концепцию", — возмущенно говорит он.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Мужчина щедро делится познаниями о надоевшей местным жителям стройке. "Его ж продать все никак не могут! На каком-то определенном этапе заморозили – и все. Никаких тут телодвижений нет. Как-то раньше еще что-то строили, пытались. Но в последнее время он как стоял, так и стоит. Ничего не делается", — констатирует Павел.

По его словам, лучше бы здание гостиницы отдали, например, спортивным организациям. "Если уже хотят соседнее здание спорткомплекса "Динамо" сносить и на его месте что-то строить, то, может, проще отдать это здание им. Естественно, сносить эту гостиницу никто не будет", — отметил собеседник.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Напомним, гостиницу Hyatt на берегу Комсомольского озера начали строить еще в 2010 году. Ее планировали сдать через два года, потом срок увеличился еще на столько же. В 2015 году готовность отеля эксперты оценивали в 70%, но у компании-застройщика не стало средств на завершение стройки, и она ушла в банкротство.

Осенью 2016 года объект впервые выставили на продажу, за него просили 49 миллионов долларов. С тех пор прошло несколько туров торгов, его цена снизилась, но инвестор, желающий взяться за долгострой, так и не нашелся.

Семь лет из жизни "экс-Кемпински"

История бывшего отеля "Кемпински" началась в 2011 году. За несколько лет выросли стены, которые быстро снискали ненависть большинства минчан, но сдать объект к Чемпионату мира по хоккею 2014 года, как обещали, не успели. С того момента речь только и шла, что о переносах сроков завершения строительства.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

В 2017 году "экс-Кемпински" за 2 белорусских рубля выкупил российский БПС-Сбербанк. Строительство возобновилось в октябре того же года. Полностью привести в порядок здание по указанию минских властей должны были к 7 ноября 2017 года. Но что-то пошло не так.

С тех пор прошел год, а внешний вид здания почти не изменился. Немного облагородился фасад, но в некоторых местах по-прежнему стоят строительные леса. За забором слышны звуки работающей болгарки. Строителей на объекте явно стало больше, и все они чем-то заняты. Настолько, что не нашли даже минуты, чтобы рассказать, как идут дела у "экс-Кемпински".

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Зато поговорить не против местный житель Виктор Федорович. "Здание не строилось, а теперь, я смотрю, работы ведутся. Работают медленно, но хоть начали", — делится наблюдениями пенсионер.

По его словам, он видит это здание каждый день, когда прогуливается в парке Горького. "Хотелось бы, чтобы побыстрее достроили. Любой ценой его надо закончить. Здание находится в центре города, при всех трудностях не должен недострой здесь стоять так", — уверен мужчина.

В этот момент молодой человек неподалеку фотографирует "экс-Кемпински". Он представляется Евгением и говорит, что гуляет здесь минимум раз в месяц. "Вообще эта стройка заграждает здесь все, что можно. Я привык, что тут ничего нет. А сейчас это здание — как бельмо на глазу. Но лучше пускай оно будет закончено, а не эта вечная стройка", — отметил он.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Тем временем паспорт объекта гласит, что строительство бывшей гостиницы должны завершить до 31 декабря 2020 года. Остается надеяться, что за два года эту стройку все же завершат.

Оттепель "Газпрома"

Уже на подступах к стройке "Газпром-Центра", ради которой снесли автовокзал "Московский", видно, что за год здесь что-то поменялось. Стало как-то аккуратнее, что ли. Торчащую арматуру прикрыли бетонные блоки, вырос строительный кран. На "замороженном" строительном объекте явно наступила оттепель.

"Ну, вот начали уже тут какие-то работы. Одно из зданий, которое начали строить раньше, стало уходить в глубину из-за грунтовых вод, как Национальная библиотека, поэтому строительство и прекратили. Дальше они уже заняли место обсерватории и теперь строят другое", — делится слухами пенсионерка Тамара, гуляющая с собаками в сквере прямо возле обсерватории.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

По ее словам, местным стройка не мешает, но ее тут все равно особо не приветствуют. "Тут были дачи работников обсерватории, была зелень, деревья. Больше этого нет. Наш район хороший, поэтому здесь и строят. А так бы лучше вынесли этот "Газпром" за Зеленый Луг. Там места много", — выносит свой вердикт женщина и идет дальше.

За ограждением по всему периметру стройки снуют рабочие. Двое строителей, увидев человека с фотоаппаратом, подходят, чтобы узнать, что происходит. "Кто это у нас шпионит тут?" — с улыбкой спрашивает один из них.

На корреспондента они реагируют доброжелательно и даже отвечают на пару вопросов о том, что за бурная деятельность развилась на строительной площадке. "Ну, какая же это бурная деятельность? Так, готовим все к основным работам. Должны вскоре начать. Раз пообещали возобновить стройку в декабре, значит, возобновят", — убеждает строитель, пожелавший остаться неназванным.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

В сентябре Мингорисполком анонсировал, что строительство "Газпрома" возобновится в четвертом квартале текущего года. Тогда же начались работы по расконсервации "замороженного" объекта. Инвесторы, в свою очередь, заверили, что строительство "Газпром-Центра" завершится в 2020 году.

Строить здание начали в 2015 году и первоначально планировали сдать его в 2018 году. Но в 2016 стройку "заморозили" – нашли повреждения фундамента. В начале 2017 года руководители "Газпром трансгаз Беларусь" подписали приказ о расконсервации комплекса, однако по состоянию на начало октября прошлого года работы не были возобновлены.

Что происходит за высоким забором "Минск-Мира"

Пожалуй, комплекс "Минск-Мир" за год преобразился больше других долгостроев. Разъезженный самосвалами пустырь скрылся за высоким забором, обтянутым пленкой с изображениями разных зданий Минска, а часть дороги на улице Аэродромной сузили. Чтобы понять, как идут дела на стройке, достаточно просто посмотреть на нее со стороны: сложно не заметить высотки, которые выросли за год.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Видно, как за ограждением активно "копошатся" экскаваторы, то поднимая, то опуская свои ковши. Там же ездит трактор, периодически проезжают самосвалы. Звуки, доносящиеся со стройки, также свидетельствуют, что работа кипит. Это подтверждает и строитель Александр, который стоит неподалеку от въезда на объект.

"Очень активно работаем. Такая масштабная стройка! Тут же не только дома жилые будут. Территория стройки большая, поэтому здесь много разных спецов сейчас задействовано", — говорит он.

На вопрос, уложатся ли в срок, он с улыбкой отвечает: "Должны". После чего возвращается к работе.

Мимо проходит женщина с ребенком. Это Елена Николаевна, она часто бывает в этом районе – приезжает к детям нянчить внука. "Перекрыли дорогу из-за стройки, и автомобилистам стало неудобно. Тут по вечерам пробки собираются. Я вожу внука в школу развития, и мы часто в пробке стоим", — призналась она.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

Собеседница Sputnik не против стройки – она сильно не мешает. Но сетует на то, что дома строятся, а зеленые островки исчезают. "Убрали из-за строек частный сектор, и вообще дышать стало нечем. А раньше хоть что-то зеленое было. Строят очередные городские джунгли. Одни дома и магазины. Из-за строки убрали очень красивые деревья. Вряд ли их кто-то посадит снова. Мне жалко. Такие деревья быстро не вырастишь", — вздохнула женщина и неспешно пошла дальше.

Проект строительства делового района "Минск-Сити" на месте аэропорта Минск-1 был подготовлен еще в 2007 году. Строить его должна была российская газовая компания "Итера", но по финансовым причинам сроки начала работ постоянно смещались. В 2012 году контракт с застройщиком был разорван.

Громкие долгострои Минска: что изменилось за последний год

В 2015 году новым инвестором стала сербская компания "Дана Астра", а проект получил новое название — "Минск-Мир". Тогда же резиденты Беларуси и Сербии заложили капсулу и дали старт строительству комплекса. Первоначально реализовать проект инвестор собирался до конца 2025 года, позже сроки отодвинули до 2027 года. Городские власти считают, что в целом застройщик справляется со своими обязательствами.

Сложно судить, год для строительства – это много или мало. Можно только констатировать, что востребованные объекты строятся все же быстрее, чем очередные гостиницы, которые некем заполнять. Поэтому остается только взять попкорн и наблюдать, чем закончатся истории с этими громкими долгостроями. И делать ставки, успеют сдать их в срок или нет.