Молодые ростки Международного кинофестиваля "Лістапад" были показаны в недельный марафон щедро и разнообразно. В 200 сеансов на пяти площадках попали буквально все представители нашей страны, кто в течение года привлек к себе внимание.
Это свободное поколение. Они вступили в жизнь и профессию в неподцензурное время. Они не знают идеологических запретов. Им разрешается то, о чем старшие могли только мечтать. Открыты острые темы, широкий спектр средств выразительности. Правда, денег на то, чтобы снимать кино, очень мало. Однако сегодня это можно делать почти без денег или за очень скромный бюджет. Было бы желание.
Совсем домашняя радость артистов театра им. Янки Купалы — десятиминутный игровой "Егор" Романа Подоляко или такой же десятиминутный "Вахтер" артиста Русского театра им. Горького Андрея Кривецкого. Здесь есть запоминающиеся лица и желание выразить свое время.
Впереди паровоза шла инициатива, а вовсе не задание, отчетность за учебу или продюсерские амбиции. Ребята снимали кино для себя, а получилось и для нас с вами. Кинотеатр "Беларусь" расщедрился на два молодежных альманаха, где были, помимо названных, четыре документальных и четыре игровых "коротких метра". Кроме обычных зрителей, их смотрели представители съемочных групп, друзья и участники событий. Залы были полны на этой своеобразной ярмарке талантов.
Журналисты обычно пишут о фильмах основного конкурса, о vip-персонах, именитых гостях и членах жюри. До знаменитостей будущего фотообъективы не дотягиваются, да и стоит ли гадать, у кого творческая судьба сложится, у кого нет. Особняком стоял "Хрусталь" режиссера Дарьи Жук. Заранее широко разрекламированный полуторачасовой фильм появлялся на разных площадках, в разные дни и однозначно свидетельствовал, что белорусская девушка, пожившая в Америке, обладает большим творческим потенциалом.
Более критично воспринимался сборник дебютных работ студентов режиссера Ивана Павлова. Худрук проекта определил им трудную тему: "Война. Остаться человеком". Все участники альманаха, созданного с помощью студии "Беларусьфильм", признавались, что плохо разобрались в теме. Естественно, в силу молодости они знают войну по книгам и рассказам и не смогли найти ключ, который бы вскрыл этот материал.
Им очень помогли опытные артисты минских театров, которые примерили на себя крохотные роли и смогли помочь начинающим режиссерам. Особенно хорошо это получилось в новеллах Митрия Семенова-Алейникова "Франка" и Игоря Васильева "Фото на память". Известные актеры Зинаида Зубкова, Александр Парфенович, Александр Брюхатский, Борис Борисенок, Вероника Пляшкевич, Игорь Денисов, Георгий Малявский честно и умело помогали режиссерам сделать военные истории убедительными, достоверными. Впрочем, избежать фальши во многих кадрах не удалось. Думаю, что в значительной степени был виноват драматический материал. Возможно, если бы дали молодежи выбрать свою тему, результат мог быть лучше.
Это и произошло в альманахе документалистов. Небольшие истории четырех режиссеров шли по нарастающей. "Тихая улица" Александры Марковой хороша по теме — незаконный снос частных домов без объяснений. Привязанность детей к природе и животным. Привязанность взрослых к земле. Все это можно разрушить в один момент. Недостаток фильма — нет отбора материала. Много лишних деталей.
Семиминутное интервью "Нежених" Алена Ясинская умело подала как проблему молодых несамостоятельных мужчин.
Фильм Кирилла Власенко "Дай мне знак" патриотичный и социальный. Он рассказывает о поисково-спасательном отряде "Ангел". Люди объединяются вокруг идеи, осознанно и добровольно, по собственному убеждению. Объединяются, чтобы искать пропавших, заблудившихся в лесу. Растерявшихся из-за нездоровья. Ищут и находят. Пожалуй, здесь была очень непростой работа режиссера, которому приходилось организовывать съемки в сложных условиях, вызывать людей на откровенность.
Четвертый фильм документального альманаха почти игровой. Его сделала Елена Цагельская о белорусском художнике, который рисует музыкальные картины. Он называется "Александр Забавчик. Мой джаз". Здесь яркая оригинальная палитра художника и прекрасное музыкальное сопровождение выполнены как импровизация. Язык фильма — язык музыки. В нем много наблюдений и размышлений философского характера. Очень зрелая впечатляющая работа молодого режиссера.
Трудно дать прогноз прокатной судьбе всех вышеназванных фильмов. Будут ли они интересны рядовым зрителям? Ясно одно — молодые стремятся осмыслить свое время без назидательности. Режиссеры сами нашли темы и героев. Есть надежда, что дальше их ждет не короткий, а полнометражный кинематографический метр.
Читайте также на Sputnik:
- Снимите это немедленно? Скандал на Национальном конкурсе фестиваля "Лiстапад"
- Авторы триллера "Внутри себя": скандинавы бы спросили, где мы взяли миллион
Красная дорожка "Лiстапада-2018"