Двое российских футболистов Александр Кокорин и Павел Мамаев, обвиняемые в хулиганстве и нанесении побоев, сейчас находятся в СИЗО. На условия пребывания спортсмены не жалуются, но это и неудивительно, учитывая, какое внимание приковано к их персонам и какую поддержку получают молодые люди, которых обвиняют в пьяном избиении людей.
Вместо предисловия
В мужских зонах, как ни странно, сидят… мужики, и охраняют этих мужиков другие мужики, поэтому и темы, которые интересуют охранников и заключенных, чисто мужские. Автомобили, женщины, спорт и красивая жизнь – то, о чем и зеки, и охранники готовы разговаривать бесконечно. Если заключенные ремонтируют какой-то механизм, а мимо проходят милиционеры, то последние могут там "зависнуть" на некоторое время, следя за ремонтом и давая советы.
Зеки любят машины. Кто-нибудь из них непременно выписывает автомобильные журналы, которые потом зачитывают до дыр заключенные нескольких отрядов. Причем в колонии нет разницы, читаешь ты свежий журнал или годичной давности, особенно, если сидеть еще несколько лет. Зеки очень любят обсуждать автомобили, вспоминать, у кого какая машина была, причем, в разговорах участвуют даже те, кто за рулем не сидел отродясь.
Зеки любят женщин. Перелистывая глянцевые журналы, они представляют, какие женщины у них будут на свободе, и обсуждать, чем модели не дотягивают до идеала.
Зеки любят красивую жизнь, точнее, они мечтают о том, как после освобождения "богато" заживут с красивыми девушками и будут ездить на дорогих авто.
Но больше всего заключенные любят спорт, поскольку он – то, о чем не нужно мечтать, а чем можно заниматься "прямо здесь и прямо сейчас". Начиная с СИЗО они делают физические упражнения. В тесных камерах это нужно, чтобы не было гиподинамии от постоянного сидения на одном месте. Кроме того, у зеков много свободного времени, и именно в зоне до них доходит, что это время нужно тратить с пользой: читать и качаться.
Футбол без границ
Зеки не просто любят спорт, они заядлые болельщики, и смотрят все крупные соревнования от Олимпийских игр до гонок "Формулы-1".
Но особенной любовью в зонах пользуется футбол. Его не только смотрят, в него играют, причем даже устраивают соревнования и турниры, на которые могут приглашать команды с воли.
В зоне, где я сидел, в год проходило несколько крупных соревнований по футболу, причем в некоторых из них участвовали команды работников администрации. Специально для этих турниров на промзоне делали кубки, а на свободе заказывали грамоты.
И милиция, и осужденные очень серьезно относились к соревнованиям. Каждый, кто умел хорошо играть, ценился на вес золота, перед турнирами даже проводили тренировочные игры.
Футболистов в зоне любят и уважают, так же, как и футбол. Если бы к нам в колонию привезли двух профессиональных игроков, то завхозы отрядов в лепешку порасшибались бы, чтобы эти игроки сидели именно у них.
Тренировки для футболистов
Зеки, которые успели посидеть при Союзе, рассказывали, что в СССР заключенным спорт был запрещен. Осужденные шли на различные хитрости, чтобы милиция не видела, как они занимаются спортом: работали со своим весом, использовали вместо спортивного инвентаря части от станков, придумывали упражнения, которые не вызывали бы подозрения у администрации.
Сейчас милиция демократично относится к тренировкам. Практически во всех зонах есть "качалки", правда, в основном, их разрешают посещать в качестве поощрения за хорошее поведение. Но тренироваться со своим весом можно хоть до посинения.
Кроме того, администрация колоний лояльно относится к тренировкам бывших спортсменов и даже позволяет им оставаться на стадионе дольше, чем остальным зекам.
И это все в Беларуси, стране, где нет тренажерных залов в СИЗО, и которая еще не дошла до установки в камерах следственного изолятора видеосвязи с представителями администрации.
Вместо итога
Кокорину с Мамаевым повезло – они известные футболисты, за перипетиями истории которых следит вся страна. Даже если спортсмены окажутся на зоне, страдать там они не будут. Администрация колонии пойдет им навстречу, лишь бы не поднимали лишней шумихи СМИ.
Зеки с удовольствием будут слушать истории знаменитых футболистов о красивой жизни, спорте, дорогих машинах и не менее дорогих девушках. Если в зоне будет стадион, то футболисты смогут играть в любимую игру, при этом зеки будут сдувать с них пылинки. Передачи Кокорину с Мамаевым носить будут. В принципе, единственное, чем для них может быть страшен срок – это увольнение из клубов, ну и, конечно, отсутствие некоторых привычных благ цивилизации и редкая возможность видеться с родными.
Конечно, у Кокорина с Мамаевым может возникнуть еще одна проблема, она маловероятна, но сказать о ней стоит. Спортсмены могут столкнуться с фанатами, которые болели за другие клубы. Исход такой встречи непредсказуем, поскольку зеки – народ горячий, а надавать по шее футболисту, который выступал за противную команду, всегда приятно. Но обычно такие вопросы решают оперативники, которые стараются не допускать конфликтных ситуаций, если это не нужно "в оперативных целях".